pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

«Элизиум» или герой НАШЕГО времени

Оригинал взят у haron2010 в «Элизиум» или герой НАШЕГО времени
Буквально только что посмотрел этот фильм.
Мои мысли один в один с мыслями автора. Очень рад, что не я один это заметил.

Фильм позиционируется как фантастика, но фантастического в нём ни на йоту. Нет того, чего не было бы сегодня. Нет фантазии.
Вся "фантастичность", "космичность" и "экшн" [очень вяленький, между прочим, с той самой трясущейся камерой] - это лишь для привлечения зрителей и вшивания программы на подкорку - "мир идет к такому обществу", - как бы говорят нам, - "это норрррмально".

А вспомните переснятый не так давно "Вспомнить всё" без Шварцнеггера?
А, действительно, "Время"?
А фильм "Параллельные миры"?

Если раньше тема разделения общества была своеобразным рупором ("посмотрите, что происходит!", почему-то возникает в памяти Незнайка на Луне), то сейчас это метод воздействия ("посмотрите, как будет, как надо").
Это как у Жванецкого: Вместо того, чтобы крикнуть "Что же вы, суки, делаете?!" мы хором думаем "Эх, что ж они, суки, делают!.."

Оригинал взят у eot_nsk в «Элизиум» или герой НАШЕГО времени

Фильм «Элизиум: Рай не на Земле» Нила Бломкампа продолжает тему, начатую режиссером в «Районе номер девять», но уже с полноценным голливудским размахом. Об особенных художественных достоинствах тут рассуждать не приходится — картина напичкана штампами даже сильнее, чем это принято, и напоминает скорее компьютерную игру. Но не это важно, поскольку в фильме подняты очень актуальные темы, за счет чего он и привлекает к себе внимание.


Основная идея сюжета становится ясна ещё до начала просмотра: вниманию зрителя представлена модель многоэтажного человечества, что называется, во всей своей красе. «Дельфины» окончательно отмежевались от «анчоусов», покинув ими же самими загаженную планету и поселились в искусственном космическом раю. А 90% населения остались прозябать за чертой бедности в криминализованном до крайности обществе. Они отрезаны ото всех благ цивилизации будущего, включая космические путешествия и достижения медицины, которая дошла до такого уровня, что вечная жизнь превратилась в обыденность... правда, далеко не для всех.


01
Искусственный рай для богатых на орбитальной станции


Отдельные энтузиасты временами прорываются в Элизиум, но такие попытки чреваты, и обратно возвращаются далеко не все. Скрывающиеся в подвалах подвижники грезят переворотом, но вынуждены ограничиваться редкими набегами. А единственный способ исправить положение — добыть ценную информацию, что и поручается главному герою фильма — Максу.



Земля


Кстати, в этого «героя» стоит вглядеться повнимательнее: сильный, смелый, отчаянный... Чем не пример для подражания? Но что же движет этим героем? Мечта изменить жуткую реальность? Увы... исключительно желание спасти собственную жизнь... Поэтому, когда в его руках оказывается ключ, способный изменить существующий порядок, и даже когда ему в лицо говорят, что он может спасти тысячи людей и навсегда покончить с предельным неравенством, Макс отказывается принимать в этом участие. Единственное, о чем он думает — это собственное излечение. И ради спасения себя он готов пожертвовать чем угодно.



«Герой» нашего времени


В итоге Макс всё-таки делает неэгоистичный выбор, но только тогда, когда понимает, что погибнет в любом случае. Только в критической ситуации он начинает задумываться о том, какую пользу может принести напоследок. И всё равно основным мотивом героического поступка становится спасение конкретного ребенка — дочери близкой подруги Макса. А об изменении мира к лучшему он так и не вспоминает.


Этот фильм — типичный пример дегероизации. Герой уже не воспринимается как кто-то, идущий к высокой цели, готовый на жертвы. Герой нашего времени — это человек, который лучше других решает свои личные вопросы, причём не важно, какой ценой. И подобное искажение идеала наблюдается сейчас во многих произведениях. Хотя это не удивительно, ведь искусство всегда в чем-то отражает реальность, а мы ежедневно наблюдаем, как люди, движимые эгоизмом, забывают о высших целях, пытаясь спасти свою шкуру или обогатиться.


И это — самая интересная особенность «Элизиума»: нарисованная в нём картина — вовсе не фантастическая антиутопия. Это — отражение современной нам реальности. Ведь и сейчас мы видим, как одни люди не могут вылечить своих детей, умирающих в ожидании дорогостоящей операции, а другие используют пластическую хирургию и прочие недешевые процедуры, пытаясь любым способом продлить свою молодость. Запираясь на своих виллах, жители «элизиума» нашего времени точно так же не представляют себе реальности за его пределами и не имеют ни малейшего понятия о проблемах жителей Земли... или просто не обращают на них внимания, как будто и впрямь уже покинули родную планету.

Tags: 20 лет без СССР, Америка, борьба с регрессом, война идей, кино, фашизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments