pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Кто пишет правила для института семьи?


Л.Николс. Иллюстрация по мотивам фильма «Совершенный человек»


Художники раньше обычных людей улавливают некие импульсы «волнения общества». Что-то носится в воздухе, никто в слова это неясное «нечто» облечь не может до поры до времени. И лишь художникам под силу выразить через образы нервные биения эпохи. Таких посылаемых импульсов носится в воздухе множество. Но признание профессионалов, а также гранты и призы получают лишь определенные направления. С помощью поддержки особых тем глобальная элита может «лепить» будущее для всей планеты.

Тема семейной политики, затронутая в статье Марины Александровой «Меньше, чем животное» в газете «Суть времени», атакуется особо яростно. Ведь это прямой путь для формирования нужного человека. Может, мои рассуждения являются лишь конспирологическими домыслами? Что я могу сказать в поддержку статьи, какими фактами дополнить? Скажем, на примере кинематографа.

Вспоминается короткометражная документальная лента 1967 года датского режиссера Йоргена Лета «Совершенный человек».

По сути, эдакая концептуальная заявка на современных Адама и Еву, новых обитателей глобалистического будущего. Совершенный, идеальный человек — кто это такой? Подобный вопрос незримо читается в заголовке фильма. Дается ли ответ? Наверное, дается, но он, боюсь, устроит только постчеловечество. Нынешняя постмодернистская реальность нам преподносит именно таких людей — постлюдей, иначе сказать — гуманоидов. Так что являет собой фильм: предвидение режиссера или трансляцию определенного образа, который некие силы хотят воплотить в жизнь?


Кадр из фильма Йоргена Лета «Совершенный человек»

Герой киноленты помещен в пустое пространство, напоминающее пустоту из гетевского «Фауста»: «Но весь объят ты будешь пустотою». Пустотой жуткой, безжизненным космосом. Любопытная фраза, сказанная Йоргеном Летом в интервью, гласит: «Правила — важнейший из моих рабочих принципов. Я изобретаю правила. Новые для каждого фильма — чаще всего для того, чтобы противоречить собственным техническим возможностям... Это способ создать порядок из хаоса». Режиссер вроде бы говорит про технические правила работы над фильмом. Но я в этих словах слышу другое. Я слышу его проговорку: «Я изобретаю правила. Правила новой жизни». И она, новая жизнь, показана в кинокартинах. «Имеющий уши да услышит. Зрячий да увидит. Имеющий ум да уразумеет». Герои короткометражки — красивы, ухожены, обеспечены, живут без забот. (Хотя глагол «живут» в данном случае очень сомнителен.) Чем не образ, которому захотят следовать молодые люди? Рыбка сама поплывет в расставленную сеть — модный жизненный тренд.


Кадр из фильма Йоргена Лета «Совершенный человек»

Любопытно, что эта короткая кинолента имеет продолжение. Согласитесь, чтобы к документальной картине кто-то обратился спустя несколько десятилетий, для этого картина должна быть особой, чем-то заслуживающей повторного обращения. И не просто «кто-то», а сам Ларс фон Триер, один из столпов современной режиссуры (как к нему не относись).

В 2003 году Ларс фон Триер создал документальный фильм «Пять препятствий», где «заставил» Лета заново снять свою (к этому времени уже культовую!) короткометражку, да еще и не один раз. Любопытно, не правда ли? Появилась новая версия «Совершенного человека». И еще более звучащая. Триеру уже не достаточно пустого пространства. Он наполняет пустоту разными фонами. Но по-прежнему новые Адам и Ева живут не только отдельно друг от друга, но и отдельно от остального человечества. Тандем фильмов «Совершенный человек» и «Пять препятствий» показывает, по моему мнению, начало и конец процесса моделирования нового человека.

Триер в фильме говорит, что его план — пройти от совершенства к человеку. Иными словами, наполнить свою модель живой кровью. Лет нарисовал постчеловека, живущего как бы в воображении. А фон Триер, с помощью Лета, показал нового гуманоида уже существующим, обживающим современную реальность. Так, в Индии — на фоне социальной трагедии — «совершенный человек» под звуки чарующей музыки демонстративно ест изысканные кушания и пьет вино на глазах индийской бедноты. Он уже может сделать это. Ибо он — не они. Он — «совершенство». Толпа, окружающая героя, представляет собой традиционное общество. Режиссер сталкивает два мира: мир новых адамов и мир традиционного уклада. И понятно, на чьей стороне симпатии обоих режиссеров, они сами — такие новые адамы. И даже уже без Евы.


Кадр из фильма Ларса фон Триера «Пять препятствий»

Семья, дети, родительство... Такие понятия не имеют права на существование в картине мира художников-авангардистов этой волны. Такие обременения — признак Ада, с их точки зрения. А они хотят жить в своем мертвом раю конца истории, соблазняя молодежь. Правила такой жизни надо переписывать. Нам, не желающим разрушения семьи.


Л.Николс. Иллюстрация по мотивам фильма «Совершенный человек»

Это моя заметка, опубликованная в газете «Суть времени» №219


Tags: газета, кино, общество, семья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments