pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Куртизанка на троне


Окунаясь в своё прошлое, в позднюю советскую эпоху, не могу разыскать в лабиринтах памяти «немое» советское кино. (Не показывали, или я «не замечала» их?) Удивительно, что поздний СССР, владея поистине шедеврами мирового кино, довольно вяло популяризировал свои бессмертные кинотворения. Между прочим, признанные во всем мире. До сих пор признанные. Например, «Броненосец «Потёмкин» и сегодня возглавляет список шедевров мирового кино. Итак, стоит напомнить себе и миру о первых творениях нашего — российского и советского — кинематографа.

Начать я хочу не с «немого» кинофильма, а с «немого» мультфильма.

Кто ж не знает про «немое» кино? Да, были такие кинофильмы на заре ХХ века. А вот про немые мультипликационные фильмы, пожалуй, известно куда меньше. Честно скажу, даже не подозревала о наличии мультфильмов вековой давности. Поэтому с интересом посмотрела кукольный анимационный фильм режиссера Владислава Старевича — 1912 года выпуска! -— под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Речь пойдет о коротенькой ленте — всего-то 10 минут!

В первую же минуту просмотра в голове возникла мысль, что где-то я уже это видела. Ну да! Прекрасная Люканида — она же прекрасная Елена! Это ведь своеобразный пародийный пересказ пролога к Троянской войне! Замечательный граф Герос-Парис увозит свою возлюбленную Прекрасную Люканиду-Елену в далекую Трою за реку-море. Разгневанный муж Цервус-Менелай не может стерпеть такого оскорбления и идет войной на царство похитителя. Кстати, семантический штришок: имена персонажей выбраны такими неспроста. Образ короля, жука-рогача, обыгрывается автором: жук-рогач, он же муж, которому наставили рога. А второй персонаж, жук граф Герос, — явная отсылка к «герою». Концовку драмы режиссер мультфильма решил сделать свою. Все погибают («Так не доставайся же ты никому!»). Задумалась: а почему именно такую концовку выбрал автор? Не потому ли, что к началу XX столетия измена перестала считаться абсолютным злом, за которым неизменно должна последовать расплата и восторжествовать справедливость?

После революции эту ленту стали показывать, изменив название на обличительный заголовок «Куртизанка на троне». Давайте смотреть на кино как на индикатор, ёмко отражающий процессы в обществе. Тогда наш кинематограф расскажет о нас и об эпохе практически всё.


Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments