pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Разговор на эту тему портит нервную систему. Спектакль «Экзерсисы»



Куда может пойти верующий человек для спасения от сил Зла и причащения к силам Добра и Любви? Конечно, в храм. А светскому человеку куда податься? Наше общество ещё не выработало аналогичной практики для своей секулярной части. Нужно что-то сродни древним театральным мистериям, когда зрители приходят в некий театр-храм-лабораторию не за удовольствием, не для прекрасного времяпровождения. Их влекут другие возможности: пережить катарсис, с помощью актеров обнаружить в себе очистительную «кнопку» и попытаться полечить свои эмоциональные, нравственные и прочие оболочки сознания. В Москве есть подобная экспериментальная площадка. Называется она московский театр «На досках». Обычной театральной публике – привыкшей к развлечениям и удовольствиям – там делать нечего. Смотреть спектакли этого театра можно и нужно много раз. Здесь будет уместно сравнение с прихожанами церкви, которые из года в год ходят в один и тот же храм на одни и те же службы. И если церковь посещают только верующие, то театр «На досках» приглашает всех взрослых людей.

Давно хотела посмотреть спектакль «Экзерсисы». И вот моё желание осуществилось. И теперь мне хочется часть своих впечатлений и мыслей выплеснуть на интернетную «бумагу». Спектакль поднимает очень интересную, но мало обсуждаемую тему: человек и инфернальный мир. Разговор на эту тему портит нервную систему, пели в советском водевиле «Трембита» и поэтому тему обходили стороной. Режиссер и актерская группа попытались рассмотреть Человека и зловещую Пустоту на примере произведений Пушкина («Борис Годунов»), Гоголя («Женитьба») и Чехова («Скучная история»).

Мне кажется, что наиболее смело и открыто вопросы Жизни и Смерти, атаки человека нечеловеческими силами, описывают поэты. Наверное, поэтому в спектакль включены стихотворения Тютчева. Мы хорошо помним его ещё со школьной парты, многие стихотворные строчки учили наизусть. Не секрет, что читать поэзию намного сложнее, чем прозаический текст. Поэзия не читается с позиций здравого смысла. Потому что, кроме фактов, в поэтических строках передается дополнительно иррациональное знание. Сколько раз я читала тютчевское стихотворение на смерть Пушкина! А ведь совсем недавно только разглядела фразу «кто слышит пролитую кровь». И то ведь, не сама разглядела, а с подсказки. Пролитую кровь важнее не видеть (это все могут!), важнее ее слышать. «Вражду твою пусть Тот рассудит/ Кто слышит пролитую кровь». Тот, кто слышит кровь, тот, по Тютчеву (и в этом я с ним солидарна), тот имеет право быть Судией. Тот, кто кровь слышит, тот и запах скверны улавливает. Скверны, которая обрушилась на нас с перестройкой. Смрад зловещей Пустоты проник во все наши человеческие органы и вызвал то ли мутацию, то ли отключение датчиков особых чувств. Потому что выживать можно и находясь в смертном состоянии - в облике живых мертвецов. Возможно, включить обратно эти рецепторы смогут стихи. Кстати, в 60-е годы не стихи ли запустили процесс встряски общества?



Что меня смутило и поразило во время спектакля? Возможность смеха во время инфернального присутствия. Черный ветер инферно слегка задувал на сцене и одновременно смешки в зале. Что это значит? Не означает ли это, что у смеявшихся зрителей отключены рецепторы Жизни, что это живые мертвецы? Как ещё можно объяснить сей факт? Смех в зале звучал в конце спектакля, когда по замыслу режиссера сила инфернального зла достигает максимума, сгустилась.

Сейчас в Донбассе проливается кровь. Мы видим ее. Но мы ее не слышим. И поэтому для нас эта боль остается чужой, не мобилизовывает на бой. Наверное, и в годы Великой Отечественной войны солдаты долго не слышали кровь, хотя она лилась рекой. И побеждать стали, когда услышали и почувствовали запах пролитой крови. Помните слова гетевского Мефистофеля, «кровь есть особый сок»? Особый почему? Потому что есть какие-то особые связи с Жизнью и Смертью. По мнению режиссера С.Е.Кургиняна, основной конфликт в современном мире проходит между живыми и мертвыми. Нынешнее буржуазное общество не эксплуатирует, а омертвляет людей. В «игре» мировых элит главный приз составляют не деньги, а души людей. Во время спектакля идет попытка понять, как забирают душу. А значит, можно понять, как сопротивляться этому процессу.




Tags: Кургинян, борьба с регрессом, интеллигенция, театр, хорошие новости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments