pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Театр. Я про «Я»



«…Что? Вы не найдете
Для развлеченья двести баксин?
Ну что ж, тогда Вы неудачник».

Вот такие строчки, и много-много других можно прочитать на сайте московского театра «На досках». Посмотрела  вчера трагифарс «Я» по первой части повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». (В нелюбви к Достоевскому на днях признался очередной либерал.) Все режиссеры, ставившие «Записки из подполья» на сцене, обращались только ко второй части, где есть какой-никакой сюжет. Первую же часть не ставил никто. А ведь именно она – ядро повести, без которого нет смысла трогать вторую часть.

Вот как заявляется спектакль в программке:

«Он погружает зрителя в глубины сознания и подсознания героя, который с предельной беспощадностью осуществляет самоанализ, исповедуется перед зрителем. Текст, построенный Достоевским как монолог, в трактовке театра превращен в многоголосье, полифонию, а сам герой распадается на несколько личностей, находящихся в непримиримом противоречии друг с другом. Эти alter ego героя конфликтуют друг с другом, спорят, доказывают, вышучивают, издеваются. Но это, казалось бы, разорванное сознание оказывается, тем не менее, по-своему цельным и дает зрителю возможность увидеть один из вариантов портрета мыслящего человека не только 19 века, как он был описан Достоевским, но и нашего современника».

Не надо пугаться сложного текста. На самом деле спектакль смотрится на одном дыхании. Скажу честно, я буквально насильно заставила себя пойти именно на эту постановку. Потому что сама повесть Достоевского после прочтения оставила у меня очень тягостное ощущение. А кому же в наше время хочется усугублять и наращивать отрицательные эмоции? Но я просто доверилась выбору труппы театра. Такие самодостаточные и цельные люди не могут предлагать нам что-то ненужное. Не лишне будет сообщить, что все актеры этого театра пишут аналитические и научные работы. (Читай газету «Суть времени».)

Отбросив сомнения, я взяла билет в Москву и поехала на постановку «Я». Спектакль все мои опасения уничтожил. И по заведенному обычаю после спектакля было обсуждение. Да, у театра «На досках» есть прекрасная традиция: после спектакля идут многочасовые обсуждения со зрителем. Спектр затрагиваемых проблем – широк. Можно поднимать любые темы. Каждый раз я поражаюсь горизонту проблем у зрителей. Тех, кто знает про существование этого театра и ни разу там не был, мне искренне жаль.




«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», писал Н.В.Гоголь. Количество подлинных «кафедр» катастрофически уменьшилось за годы перестройки. То есть театры остались, но перестали быть кафедрами, транслирующими «разумное, доброе, вечное». Всё так плохо? Плохо, но ведь надо с этим бороться, что-то этому противопоставлять. Например, сходить в театр. Правильный театр. Который взыскует сложного, который вступил в борьбу с регрессом. Я вас приглашаю.

Tags: Кургинян, борьба с регрессом, интеллигенция, культура, театр, хорошие новости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments