pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Коммерциализация образования

Оригинал взят у asvorobey в Коммерциализация образования
Мы можем обсуждать коммерциализацию образования на разных уровнях - рассматривать факты, объяснять их, строить теории... Я хочу "забраться" на уровень смысла того, что происходит с образованием и Учителем.

По-образованию я - учитель, работал несколько лет в педагогическом вузе, наши ребята держат связь с музеем Макаренко и продолжателями его дела- тема образования мне близка.

***

Учитель - это тот, кто провожает и выводит в Жизнь маленького Человека — это его Миссия, Смысл Труда Учителя, образовать и ВОСПИТАТЬ Человека. А воспитание основано на понятии о "хорошо" и "плохо".

В современной жизни есть два подхода к "хорошо и плохо" — два полюса:



Полюс №1. "ЖИТЬ ЧТОБЫ ИМЕТЬ": цель - успех, успех измеряется деньгами/карьерой/материальными благами, быть успешным - хорошо, быть "лузером" - плохо, нужно успешно конкурировать. Это мир волков, которые грызутся за лучший кусок. И чтобы быть успешным в "мире волков" нужно учить ребёнка быть "волчонком".

Откройте глаза - кто сегодня у вас учится?

Несколько недель назад у нас состоялся разговор с молодым человеком, который прочитал предсмертные письма наших воинов и пытался перевести их на язык "выгоды". "Что же они получили за свои предсмертные слова? Прославиться хотели после смерти!" У него не укладывается в сознании, что можно отдать жизнь за Родину, за Идею. Искалеченная изуродованная душа.


Полюс №2. "ЖИТЬ ЧТОБЫ БЫТЬ": есть неотменяемые ценности (Человек, Труд на благо людей и Родины) и твой "успех" — это ответ на вопрос кто ты есть? Живёшь ли ты по своим Идеалам, остался ли им верен?

Современная жизнь будет всё время испытывать таких людей на прочность. В мире "волков" таких людей, самое мягкое, будут считать "чудаками" — не воруют, взяток не берут, за деньгами не гонятся… Дураки? Когда люди смыслов слабы — "волки" их презирают, когда люди смыслов набирают силу — "волки" их ненавидят. Потому что люди Смыслов — это другой полюс, для "волков" непонятный и опасный.

Самое важное что есть в профессии учителя — это вот эти Смыслы. Смысловое поле, в котором происходит Воспитание Человека, понятия "хорошо" и "плохо" — за это поле Учитель должен бороться, в этом поле он должен быть сильнее всех.

Последние двадцать лет рынок планомерно выдавливает учителей из поля Смыслов в сферу услуг.

Вот уже и в законе об образовании зафиксировано — образование = сфера услуг, учителя = поставщики услуг, ученики и родители = потребители, и оценивать Учителя нужно через рыночные показатели (рентабельность, эффективность и т.п.)

В мире "жить, чтобы иметь", в диком криминальном рынке, Учителя НЕ нужны. Нужны люди, которые будут учить за деньги. Зачем забивать ребёнку голову ерундой, которая в жизни не пригодится да ещё и мешать ему будет? Да и вообще зачем творческие образованные люди криминальному олигархату? Слова Грефа про опасность образования для всех слышали? Что "высшая математика убивает креативность" министр образования Фурсенко сказал? Обсуждался вопрос, что в средней школе нужно оставить четыре обязательных предмета, в которые не входят ни математика, ни русский язык, ни литература?

Учителям прямо говорят - услышьте и поймите это - что вы должны готовить квалифицированного ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Соглашаясь превращать образование в сферу услуг учителя покорно сдают свои позиции и оставляют поле Смыслов. Но переходя на рыночное поле они тут же превращаются в "лузеров". А как должен относиться к вам отец вашего ученика, если он уверен, что всё в жизни оценивается деньгами, а у вас нищенские зарплаты? Для него вы - "лузеры". Ученики и родители будут вас презирать за "пассивность" — вы же знаете сказку, что в рыночных условиях наиболее активные получают лучшее? Вы начнёте "проявлять активность" - а вас будут сажать за "коррупцию" (взятки и махинации на экзаменах и т.п.) - а какую активность вы ещё можете проявлять?

Когда учителя двадцать лет подряд сдают область смыслов нечего потом удивляться — "почему наш престиж упал? чего это нас не уважают?"

- А за что вас будет уважать человек, который меряет всё деньгами - для него вы "лузеры".
- А за что вас будет уважать Настоящий Человек, который верен Смыслам - если он видит, что вы продали и предали эти смыслы?


Переходя в рыночное поле Учителя со своим "воспитанием" становятся не нужны никому. Давайте честно признаем - согласившись сделать образование сферой услуг вы согласились, что хотите ЗАРАБАТЫВАТЬ на детях и их родителях. А для Учителя это гибель.

Учитель - это не работа, это Судьба. Макаренко, Калабалин, Сухомлинский, Корчак - это Учителя, которые остались верны своим Смыслам до конца, доказали их своей жизнью. Корчак со своим маленьким детским домом в газовую камеру пошёл, если вы забыли.

Право воспитывать имеет тот, кто живёт по своим Идеалам. Когда учитель начинает ломаться - например, брать взятки, воровать, мухлевать на избирательных участках - он разрушает свою Суть. Когда учитель соглашается, что престиж его профессии измеряется деньгами — это признание поражения. И люди, а тем более дети, это прекрасно чувствуют.

Аналогичная ситуация с врачами - "платная медицина" это попытка узаконить положение, когда вас можно не лечить, если вы не можете заплатить. Вы будете умирать, а рядом с вами будет стоять врач и безразлично смотреть, пока вы не дадите ему денег. Мало таких случаев? Это ведь то же самое, суть Врача - спасать жизни - убита в рыночном поле.


Конечно, это регресс. Конечно, настоящие Учителя (как и настоящие Врачи) борются с регрессом. К сожалению, борются по-одиночке. Я знаю очень чистых людей, которые заняли позицию - "я буду на своём месте быть честным, как смогу. Но высовываться не буду".

Вчера в Москве сокращали ведущий горный вуз - преподаватели выходят на митинг. Вы - молчите, это же не вас тронули. Сегодня выходят на митинг врачи поликлиники — их сокращают, а здание превращают в гостиницу. Вы - опять молчите, при чём тут учителя?
Но завтра вас будут гробить и выйдете - а другие тоже промолчат. Так и додавят вас поодиночке.




Поодиночке с регрессом не борются. Между прочим - Вы думаете что одиноки? А ведь наши опросы показывают, что людей, разделяющих Красные Смыслы больше половины.

А что получается, когда вы не молчите? Когда вы объединяетесь? А получается, например, Красная Колонна Сути Времени против ювенальной юстиции. Когда очень небольшая группа людей объединилась и собрала вокруг себя людей, вышла и сумела притормозить этот ювенальный фашизм. Когда большинство объединяется и перестаёт бояться - мы можем менять жизнь. И кому, как не Учителям, это понимать?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment