pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

«Великий немой» в России. Впечатления от «Пиковой дамы»


Наверное, всегда интересно взглянуть на фильм в контексте его времени. Почему такой фильм выбрал режиссер для работы? Как этот выбор связан с обстановкой в мире и с собственным миропониманием художника?


Фильм Якова Протазанова «Пиковая дама». На дворе — 1916 год, год выхода фильма. Это время бурлящее. Идет Первая мировая война. Казалось бы, какое дело режиссеру до классики? К тому же, ненасытные денежные аппетиты хозяев кинопроката наверняка диктуют выбор определенного сорта картин. И в такой ситуации на фильм выделяется целых полгода. Удивительно! Наверное, это сопоставимо с сегодняшними несколькими годами. Поистине невероятные условия! Мог ли режиссер ответить халтурой? Ответ очевиден. Например, в финале фильма, когда Германна «подвели» три карты, очень образно и лаконично воспроизводится весь сюжет драмы: портрет в виде силуэта Германна на стене превращается в портрет пикового туза и затем возвращается в исходное состояние.

Не всегда фильм, снятый по художественному произведению, транслирует ту же идею, что и первоисточник. Обычно режиссер закладывает в свою постановку новые подтексты. Затушевывает одни линии и ярко выделяет другие. Произошло ли это и с «Пиковой дамой»? Что у Пушкина позаимствовал Протазанов?

На мой взгляд, режиссер весьма разоблачительно показал высшее общество, которое занято игрой в карты или танцами на балах. Дворянство, глазами Протазанова, представляет из себя малопривлекательную картину, даже пышными нарядами ее не замаскировать. И главный герой картины Германн — плоть от плоти этой среды. Такой же помешанный на деньгах. А на другом полюсе — народ. Но и он представлен режиссером с издевкой. Это толпящиеся перед каретой в надежде заполучить подачку оборванцы. Это раболепно заискивающая графинина прислуга. А есть ли хоть кто-то положительный? Нет таких персонажей. Даже племянница графини Елизавета и та «запачкана» неблаговидным поступком — тайной встречей с Германном. Накануне эпохального 1917 года фильм обнажил состояние российского общества. Показал его ярко, преувеличенно карикатурно. Такое общество неминуемо ждала расплата.


Прошло столетие. Россия попробовала жить по-иному в советскую эпоху. Но снова рухнула в буржуазную трясину и подобно Германну запуталась в этой липкой паутине. Что изменилось, смотрим ли мы из XXI века эту киноленту по-новому?  И смотрим ли? Кто потушил интерес к настоящим шедеврам и вручил приторный леденец поп-культуры? Вопросов много, и ответить одним словом нельзя. Надо разбираться. Разбираться досконально, ибо нам объявлена война. И выиграть ее можно, только если снова припасть к источнику силы, которую дает культура, подлинная культура.



Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments