pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Театр Вагнера как место сбора западной элиты


Рояль, на котором играли Лист и Вагнер

Через пару часов меня ждет опера Рихарда Вагнера «Зигфрид» на новой сцене Мариинского театра в Петербурге. В связи с этим будет не лишним «обронить пару слов» в виде комментария к опере. Речь пойдет о так называемом Байрейтском фестивале, куда ежегодно съезжается западная элита.

Уточню, что фестиваль буду называть байрейтским, а не байройтским, как по правилам следовало бы называть это музыкальное событие в немецком городе Байройт. Почитатели Вагнера предпочитают произносить Байрейт вслед за Петром Ильичем Чайковским, присутствовавшим на открытии театра в Байройте в качестве журналиста. Это дань сложившейся русской культурной традиции. Открытый в 1876 году в Баварии, в городе Байройте театр, названный «Фестшпильхаус» (в переводе — Дом торжественных представлений), начал свою жизнь постановкой тетралогии «Кольцо нибелунга». Театр был специально построен для вагнеровских произведений. Нигде в мире нет больше театра, специально сооруженного под конкретного композитора и для исполнения только его произведений.


Хотя (любопытная деталь!) концерт, данный в честь закладки вагнеровского театрального центра, открылся не музыкой Вагнера, а... Да-да, 9-й симфонией Бетховена. И дирижером был сам Вагнер. Вместе с закладным камнем поместили загадочное стихотворение Вагнера:

Здесь заключаю я тайну,
на многие сотни лет.
Пока хранит ее камень,

она будет являть себя свету...

Hier schliesse ich ein Geheimnis ein,
da ruh es viele hundert Jahrґ:
so lange es verwahrt der Stein,
macht es der Welt sich offenbar.

То, что выбор Вагнера для единственной не вагнеровской музыки, звучащей под сводами театра, пал на знаменитую Девятую симфонию Бетховену, говорит о многом. Выбор Вагнера пал на шедевр, где соединилось творчество двух великих немцев: Бетховена и Шиллера. Помните, у Томаса Манна в «Докторе Фаустусе» главный герой Адриан Леверкюн рассуждает о 9-й симфонии Бетховена как символе гуманизма:

«Обернувшись, я услышал:
Я понял, этого быть не должно.
Чего, Адриан, не должно быть?
Доброго и благородного, — отвечал он, — того, что зовется человеческим, хотя оно добро и благородно. Того, за что боролись люди, во имя чего штурмовали бастилии и о чем, ликуя, возвещали лучшие умы, этого не должно быть. Оно будет отнято. Я его отниму.

Я не совсем тебя понимаю, дорогой. Что ты хочешь отнять?
Девятую симфонию, — отвечал он. И к этому, сколько я ни ждал, уже ничего не прибавил».


В заключительной части симфонии звучат не менее грандиозные стихи Фридриха Шиллера, его ода «К радости» (между прочим, гимн нынешнего Евросоюза):

Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной,

Бог, в любви пресуществлённый!

Под сводами вагнеровского театра тогда, в 1876 году, звучал гимн гуманизму, освещая этот театр. Композитор задал тон камертона, с которым должно сверяться искусство. Другой вопрос: что от этого замысла осталось сегодня.

В театре ежегодно проходит музыкальный фестиваль. Он считается самым труднодоступным фестивалем мира. Билеты на этот съезд европейского высшего света приобрести не так просто. Стоимость их вполне соответствует расценкам театральных спектаклей, в среднем 150 евро. Встречается даже «демократическая» цена порядка 25 евро. Проблема не в этом. А в самой процедуре приобретения билетов. У «продавцов» есть все рычаги для «отсева» нежелательных зрителей. Нужно по почте отправить заявку, по почте получить ответ-бланк и, правильно его заполнив, снова отослать почте. На описанную мною процедуру выделено две недели. Кто не успел, тот опоздал. Видимость равноправия соблюдена. По сообщения в СМИ, ежегодно в офис театрального фестиваля поступает порядка полумиллиона заявок, а билетов продается не более 50 тысяч. С недавнего времени часть билетов продается через интернет, но они расходятся за 3-4 часа. Например, в 2015 году на 20 тысяч интернет-билетов претендовали аж 5 милионов человек. Тут действует правило «Кто раньше пришел, того и валенки». Ежегодное посещение Байрейтского фестиваля — одна из обязательных и приятных обязанностей немецкой элиты. «Что виндзорское семейство для Великобритании, то мы, байрейтские Вагнеры, для Германии», — так безапеляционно заявляет вторая супруга внука Вагнера — Гудрун (в девичестве Мак) Вагнер, в прошлом секретарша.

Произнеся слово «элита», я хочу подчеркнуть, что оно совсем не синоним слову «роскошь» в значении «удобство». Так, например, существует традиция приносить с собой подушки. Роль театральных «кресел» исполняют деревянные стулья, которые, по замыслу Вагнера, должны способствовать лучшей акустике зала. То есть руководство театра не желает ради удобства зрителей отказываться от совершенства звука, создавая, по мнению знатоков, впечатление словно находишься в центре оркестра или рядом с актерами на сцене. Вагнер замыслил свой театр не как место отдыха и развлечения, а как храм искусства. А прихожанам в храме расслабляться не следует...

Руководила вагнеровским театром всегда семьи композитора: в том числе вдова Вагнера и дочь Ференца Листа Козима Вагнер, сын композитора Зигфрид, внуки и правнучки маэстро. Амбициозность потомков Вагнера сродни с их великим предком. «Гениальность передается нам по наследству...Обычно гений угасает уже в детях великих людей. Мы — исключение», — заявил 82-летний внук композитора Вольфганг Вагнер в одном из интервью.

Музыканты называют Рихарда Вагнера четвертым великим композитором (после Баха, Моцарта и Бетховена). Дальнейшее выстраивание иерархии (кто пятый, шестой и т. д.) вызывает многочисленные споры. Но четвертое место Вагнера, вроде бы, не обсуждает никто. Хотя имя композитора связано с бурей страстей, до сих пор не утихающих в мире. Достаточно сказать, что, например, в Израиле нельзя исполнять его музыку. Странно? Но это факт. Гений и еврейство несовместимы, утверждал Вагнер. Отделять мастера-человека от мастера-художника, оказывается, не умеют не только отдельные люди, но и государства. Всё-таки идеи Вагнера — это одно, а его музыка — это уже совсем другое. Известный дирижер Ханс фон Бюлов, прекрасно знавший великого маэстро (у него, между прочим, Вагнер увел жену), дал тому исчерпывающую характеристику: «В своих творениях он возвышен, а в поступках — низок». Что ж, неспроста имя композитора привлекало к себе взоры совсем неидеальных персонажей ХХ столетия. Кого?

Например, Гитлера. «Дядюшка Волк», так его называли внуки Вагнера. Кстати, что это за внуки? У Зигфрида, сына великого Рихарда Вагнера, от брака с англичанкой Винифред Вильямс было четверо детей: две дочери и два сына. Верена вышла замуж за оберштурмбанфюрера СС Бодо Лаферентца. Фриделинда в 20 лет сбежала в Америку, где написала книгу «Ночь над Байрейтом». Виланд и Вольфганг стали продолжателями семейной династии, став по очереди худруками вагнеровского театра и фестиваля. Вольфганг был ранен на польском фронте и его навещал сам Гитлер. Виланду удалось избежать военной службы, став куратором фестиваля в Байройте.

Винифред Вильямс, вдова сына Рихарда Вагнера- Зигфрида, с сыновьями Вольфгангом и Виландом прнимает на своей вилле Гитлера. 1937 г.

Ещё раз подчеркну, что Байрейтские фестивали проводятся ежегодно и имеют давнюю традицию проведения. В течение месяца в Байрейте происходит мистерия особого рода, созвучная немцам, сделанная под них, на основе специально сконструированных мифов. Осмелюсь утверждать, что она является литургией особой идеологии — для удержания немецкого народа. Без подобных литургий немыслима ни одна религия. Вагнерианство тоже можно назвать особой, светской псевдорелигией, возникшей в условиях остывания христианской идеи. Неслучайно причащаться таинству здесь собирается весь цвет немецкой элиты, уже одним своим присутствием давая присягу новой немецкой идее.

Не лишним будет упомянуть о музее масонства. Да, такой музей расположился в этом маленьком провинциальном городишке с населением менее ста тысяч человек наверняка неслучайно. Масоны — это ведь форма организации элиты. Директор музея Тэд Петерсон: «Но у Вагнера было множество друзей и знакомых среди масонов, и вообще он относился к движению "вольных каменщиков" с большим интересом». Масоном был тесть Вагнера, Франц Лист. В интерьерах церкви в Байройте можно увидеть масонские символы.

Интерьер церкви (с масонским треугольником) в Байройте

Байрейтский фестиваль имеет немало поводов для сравнения с религиозными священнодействиями. Не зря Байройт называют франконским Лурдом (Франкония — часть Баварии). Уточню для справки, что Лурд — местечко во Франции, знаменитое явлениями Богородицы. Туда стекаются многочисленные паломники. Вагнерианцы — те же самые поклонники. И среди русской знати таковых было немало. Известно, например, что Павел Жуковский, сын Василия Андреевича, создавал декорации для первых постановок «Парсифаля» и «Кольца».

На гравюре за роялем (см. верхнее фото) тесть Вагнера Ференц Лист. Вагнер держит в руках партитуру. Слева от него в темном платье изображена его жена Козима с сыном Зигфридом. На стене портрет Людвига II.

Любое место поклонения  окутано клубком мифов, преданий, легенд. Как видим, театр Вагнера в Байройте не исключение.


Tags: Запад, театр, элита
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment