pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Зачем толкают нас в прошлое?



Постоянно слышу охи-вздохи о якобы прекрасном времени СССР, когда любили классику и не позволяли халтуре появляться перед взором советских людей. Так-то оно так. Но ведь и особо не учили наших граждан этой самой культуре. То есть учили, конечно. Но как бы исподволь, ненароком, между делом, окружив советского человека прекрасными образцами культуры в его обыденной жизни: хорошие книги на прилавках книжных магазинов, почти бесплатный доступ в музеи и театры, отредактированные передачи на ТВ и т. п. Даже резко критикуемый стиль архитектуры, так называемые хрущевки, с высоты сегодняшних дней уже не кажется нам безобразным. В нем была гармония. Минимализм сочетался с ансамблевым расположением зданий. Была целостность. Сегодня же мы имеем «винегрет» из разномастных стилей и псевдостилей, вместе не только не уживающихся, но и разрушающих друг друга.

Окружающая социокультурная среда, куда был помещен советский человек, защищала его от вульгарности и разрушения. При этом человеку не прививали привычку самому разбираться в вопросах культуры. Был слой гуманитарной интеллигенции, которой полагалось следить за «охраной» культурного пространства. Как только эта обязанность была отброшена нашими гуманитариями, советский человек оказался безоружным перед чавкающим и хрюкающим ликом карго-культуры. Потихоньку он стал воспринимать его как норму. Хотя, конечно, где-то глубоко в нем оставалась жить тяга и восхищение прекрасным.


Обычному человеку разобраться в «шедеврах» культуры было сложно и человек выбрал опробованный метод: сделал ставку на классику. Мол, добрая классика не подведет. Не хочу смотреть театральные постановки современных авторов, буду смотреть классику. Человек заявил: не хочу смотреть картины современных художников, буду ходить в музеи классического искусства. Буду читать проверенную классику. Какое-то время такой подход работал. Но наши ушлые либералы-западники быстро поняли, что надо что-то предпринимать, чтобы бывший советский человек не самовосстановился. И была осуществлена атака на классику. Во всех ее проявлениях. Библиотеки и книжные магазины заполонил книжный суррогат: для тех, кто попроще — многочисленные донцовы, для тех, кто желал посложнее — тем предлагали новые наукообразные исследования, камня на камне не оставляющие от высокой культуры.

Какие подходы для убийства высокой культуры взяли постсоветские гуманитарии? Принцип, что старое лучше нового. Что самое лучшее, это самое старое. И понеслись переименования улиц. Вместе с названиями улиц в честь советских деятелей и героев были снесены и классики. В моем городе (кстати, тоже сменившем свое название строго по этому принципу: Ленинград — Петроград — Петербург — Санкт-Петербург, остановившись на  самом «древнем» названии) исчезли улицы Гоголя и Герцена, Салтыкова- Щедрина, став невнятными, ничего не говорящими Морскими, Кирочными и т. д. Думаете случайно?

Зачем лишний раз напоминать людям о подлинной классике? Нужно на ее место проталкивать современный глянец и китч. Стали терять свои названия улицы, площади, мосты, театры, кинотеатры, музеи, ж/д станции и пр. Стали перестраиваться исторические объекты. Наш знаменитый Летний сад... После реконструкции с явным коммерческим наполнением он превратился в мозаику из пластмассовых зеленых загончиков-оград, скукожился, стал напоминать тюрьму-сад. Дух города в очередной раз покинул нас. Директор Русского музея, в чьем ведении сейчас находится знаменитый сад, в 2015 году на одной из пресс-конференции заявил, что, «нужно, чтобы в Летнем саду было, на что посмотреть. Чтобы мы не торговали видом на Провал». И пояснил свои слова про «было бы еще что посмотреть»: чтобы не пустовали бы клетки для птиц и соболей, также должна появиться в саду новая информация на электронных панелях.

Нынешний 2017 год — особый для бывшей столицы Российской империи. Ведь это город революций, столетие которых мы отметим в этом году. С Великим Октябрем связан легендарный крейсер «Аврора». Который тоже на своей «шкуре» ощутил воздействие культурной касты. Его принарядили, оскопив и выхолостив из него все признаки и знаки революции. Легенду Октября превратили в банальный царский корабль. Вперед — в прошлое! Лихо раскрашенный позолотой самодержавный век воспевается и восхваляется на всех углах. Ещё залихвастее поют осанну древней Руси. Как только не раскрашивают лубочные картинки прошлого! Лишь бы снова свести с ума народ и загнать его вниз, ещё на одну ступень назад. В капитализм из социализма мы уже провалились. Теперь нас хотят столкнуть в феодализм. И ведь на этом не остановятся. Неужели согласимся? Понадеемся на новую «Аврору»?


Tags: Октябрьская революция, революция, родина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments