pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

К вопросу о творческой цензуре


Саша Черный в начале ХХ века писал про российского интеллигента:

Были яркие речи и смелые жесты,
И неполных желаний шальной хоровод.
Я жених непришедшей прекрасной невесты,

Я больной, утомленный урод.

Эти строки ненароком всплыли в памяти при чтении новостей театральной жизни. На Всероссийском театральном форуме Союза театральных деятелей, 24 октября 2016 г., Константин Райкин в очередной раз плюнул в сторону власти, а заодно и в «сторону всяких обществ и отдельных активистов». Чем недоволен актер-режиссер? Он возмутился цензурой, а точнее ее подвидом - борьбой чиновников за нравственность в искусстве.

Разговор о цензуре – это всегда разговор о свободе творчества. Рассуждения о свободе – любимая тема современного творческого человека. О настоящей свободе творчества, к примеру, говорила классическая интеллигенция, рассматривавшая свободу в теснейшей связке с ответственностью. Нынешних деятелей культуры такая связка не устраивает. В мире современных творческих интеллигентов слово «свобода» накрепко связано с другим словом – с безответственностью. Поэтому разговор о свободе в их устах всегда превращается в разговор о вседозволенности.

Какой аргумент выдвигает Райкин в защиту абсолютной творческой свободы? «Искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника. Это носители нравственности». То есть Константин Райкин – носитель нравственности? Как представитель творческой интеллигенции Райкин, будучи режиссером-постановщиком спектакля «Все оттенки голубого» (о чем идет речь, из названия уже видно), транслирует нам определенные смыслы и ценности. Но какое отношение его ценности имеют к нравственности?

Представим школьный класс с учителем. И представим, что учитель – власть, а ученики – творческие личности. В идеале, когда фильтр нравственности работает у всех, учителю незачем использовать свою власть. А вот если ученик, например, разделся догола, справляет нужду в классе прилюдно или совершает ещё более циничные аморальные действия, то учитель просто обязан вмешаться. Не правда ли? Учитель обязан вмешаться, если нарушены нормы человеческого общения. И не надо говорить, что эти нормы у всех разные. Разговоры про культурный релятивизм оставим постмодернистам.

Люди веками держатся за 10 заповедей. И именно это удерживает их от возврата в звериное обличье. Без жестких рамок-табу в виде культуры человек как новая форма жизни не состоялся бы. Покуситься на слом рамок – значит покуситься на человека. У нашего, российского народа, эти нормы есть, они выводят за рамки извращенцев, слишком «раскрепощенных» людей. И это не мои голословные утверждения. Социологические исследования фиксируют наличие подобных норм в нашем обществе. Например, отношение граждан России к легализации гомосексуализма и однополых браков. Но это категорически не устраивает Райкина, который, например, про поставленную им пьесу В.Зайцева «Все оттенки голубого» пишет, что она «очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято».

Мой метафорический учитель, наказав зарвавшегося школьника, восстанавливает рамки, не допускает обрушения общества. И это правильно. Можно говорить, насколько хорошо работает фильтр у самого учителя. Наверное, временами он дает сбой. Но в целом он работает. И это главное. Райкин же желает отменить власть «учителя» и разрешить всем ученикам самовыражаться. К слову, Райкин не только власть обвиняет в атаке на свободных художников. Право осуждать недозволенное он отнимает и у других: «Я против борьбы за нравственность в искусстве со стороны всяких обществ и отдельных активистов». Понятно? Только исключительное право для творческих людей. И пусть весь мир замолчит.  Зачем он это право отстаивает?  Только ли чтобы самому разгуляться? Или ему уже хочется обрушить наши нравственные устои, похоронив страну?

В перестройку подобные райкины уже снесли СССР. Мечтают о второй перестройке? По глупости или в силу ненависти? И так ли уж важно нам выяснять мотивы, если интеллигентный убийца уже направил свой пистолет в сторону нашего общества? Что можно противопоставить процессам,  которые воспевают многочисленные райкины? Конечно, можно и нужно создавать свою интеллигенцию, для которой слово «творческая свобода» не станет синонимом разнузданности и вседозволенности. И начинать с себя.

Иллюстрация: сцена из спектакля «Король Лир». Театр «Сатирикон». «Золотая Маска» - Национальная театральная премия СТД РФ Константину Райкину за лучшую мужскую роль (сезон 2006-2007)
Tags: война идей, интеллигенция, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments