pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

О метафизике в поэзии



Вот, ей-богу, жалко, что на встречах-собраниях нашей ленинградской ячейки «Суть времени» не присутствуют мои петербургские читатели. Как многого они себя лишают! До чего же жаркие споры и обсуждения у нас возникают порой! Да, не всегда (пока что!) мы можем убедить в правоте своей позиции по какому-то вопросу. Но мы учимся… Вчера, например, когда речь зашла о поэме Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки», мнения разделились.

Кстати, выяснилось, что некоторые (молодые) члены нашей ячейки не читали этой поэмы. Предполагаю, что часть моих читателей тоже не понимает, о чем идет разговор. Советую прочитать это небольшое по объему произведение Багрицкого. А для тех, кто предпочитает смотреть «картинку», предлагаю отрывок из замечательного советского фильма начала 60-х годов «Дикая собака Динго». Главная героиня фильма старшеклассница Таня читает на школьном вечере-концерте отрывок из поэмы Багрицкого, читает его вместо запланированной малопривлекательной басни.

Часть «спорщиков» (и я в том числе) утверждала, что в стихотворении очень ярко показана борьба двух метафизик. Красной и Белой метафизики. Смертельная болезнь девочки и борьба двух начал, двух взглядов на загадку мироздания. Одна из них должна одержать окончательную победу. Символом Красной метафизической традиции представлен пионерский галстук, а Белую метафизику символизирует крестик. Оба символа борются за право находиться возле сердца пионерки. В итоге побеждает галстук, закрепляющий свою победу пионерским салютом.

Противоположная сторона дискуссии не увидела борьбы Красной и Белой метафизик, углядев в стихотворении банальную борьбу атеизма с православием. Не спорю, такая коллизия тоже может рассматриваться, но сводить всё богатство поэтических строк исключительно к ней - значит опрощать поэму. Хотя наша «коалиция» горячо отстаивала свою позицию, но убедить противоположную сторону не сумела: срезалась на подробном объяснении, что такое Белая метафизика. Этот пробел надо ликвидировать. Некоторые в субботу отдыхают, а я «вгрызаюсь» в умные книги в поисках ответа на вопрос. До чего же интересно искать истину!

Существует три метафизических традиции, каждой из которых для наглядности присвоен свой цвет. Все три традиции разделяются по отношению к гуманизму. Черная метафизика – гностицизм – стоит на платформе антигуманизма, Красная метафизика – хилиазм – прокладывает дорогу новому гуманизму, а Белая метафизика – классическая религиозно-гуманистическая традиция, маркируемая вопросом о теодицее – держится за рамки умирающего буржуазного гуманизма. Как нетрудно догадаться, Красная метафизика связана с коммунизмом, а Черная - с фашизмом. Подробно - в книге С.Кургиняна «Исав и Иаков», т.2, гл.VII.

Стоит привести цитату из статьи С.Е.Кургиняна «О коммунизме и марксизма-51», где поясняется суть Белой и Красной метафизик. Напомню, что именно их столкновение, по моему убеждению, описывается в поэме «Смерть пионерки».

«Первая метафизика основана на сопротивлении попыткам господ оформить мир, в котором расчеловеченный раб никогда не выйдет за отведенные ему рамки. Это — красная метафизика, революционно-сопротивленческая по своей сути. И хилиастичная, то есть нацеленная на благой, спасительный, неслыханно счастливый исторический результат.

Вторая метафизика (назовем ее условно белой) основана на смирении, которое вменяется рабу, даже в случае, если его хотят лишить очень и очень многого, включая права на фундаментальную человечность. Именно эту метафизическую разновидность религиозности Маркс называл «опиумом для народа». Нужно сознательно хотеть не увидеть этого для того, чтобы этого не увидеть…»

А теперь ответьте: разве не с конкретным проявлением «опиума для народа», символизируемого крестиком, сражается героиня стихотворения Валя?

Для меня важно понять, поэзию какого рода можно считать метафизической. Поэт - настоящий поэт! – не может быть неметафизичен, на мой взгляд. А вот любое ли стихотворение метафизично? И что такое метафизика в поэзии? Пока вопросов много, а ответов мало. Помогайте!

Иллюстрация: Кацман Евгений Алесандровичч (1890-1976). Групповой портрет (фрагмент). 1937. Бумага, пастель. 106 х 208 см. Киевский национальный музей русского искусства. Украина


Tags: метафизика, политпоэзия, поэзия, советую прочитать, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments