pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

В Петербурге состоялся городской педсовет… или педшоу?



Педсовет… Знакомое с детства слово. «Я тебя вызову на педсовет», - изредка грозились наши учителя. Как мы представляем себе педсовет? Не ошибусь, если нарисую следующую картину: стол, вокруг которого собрались директор школы, завучи и учителя. Все строго, по-деловому настроены и обсуждают горячие, насущные проблемы образования и воспитания своих подопечных, твердо зная, какого человека они собираются выпустить в жизнь. Однако, теперича не то, что давеча.

Нежданно-негаданно сегодня, 25 августа, мне удалось побывать на педсовете. И не на простом педсовете. На городском педсовете города Санкт-Петербург. Ощутите уровень мероприятия. Присутствуют губернатор города Георгий Полтавченко, председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров, вся верхушка комитета по образованию, директора школ, лучшие учителя. Но, напомните вы мне, зачем я спросила «что такое педсовет?». А спросила я не зря. Ибо та картина, которую я только что нарисовала, оказывается, не имеет никакого отношения к реальности. В реальности педсовет - это

шоу. Да-да! Именно шоу, со своим шоуменом. В качестве такового сегодня «зажигала» известная телеведущая Ника Стрижак. (Отмечу, что хорошая телеведущая, на мой взгляд.) На сцене - никакого стола и президиума. Руководство мероприятия «спряталось» в глубинах громадного концертного зала «Октябрьский» и лишь по команде конферансье выбегало на сцену, чтобы что-то промолвить. Вопросы задавала только ведущая, редуцируя важнейшую тему до уровня бытового обсуждения. Во время читаемого по «бумажке» доклада главы комитета по образованию Жанны Воробьевой зал заскучал и засветился десятками огней от мобильных телефонов и прочих гаджетов.

Упомяну, что до начала мероприятия в фойе под «зажигательную» западную музыку шел показ новой школьной моды. Строгая школьная форма на фоне разудалых песен западных звезд выглядела феерично. Что в голове у организаторов такого показа? Неужели опилки, как у Винни-Пуха?

Ну что это я всё про форму да про форму. Про содержание пора рассказать! А содержание, в строгом соответствии с формой, свелось к следующему. Как здорово, что школа теперь нацелена на личностный рост. На этот самый рост и учителей, и учеников. Все ориентированы исключительно на себя. Всё в строгом соответствии с новым – личностно-ориентированным - подходом к обучению. Раньше (в советской школе) был знаниево-ориентированный подход, а нынче (надо жить в ногу со временем!) российская школа присягнула личностно-ориентированному подходу. И всё бы ничего. Да под таковым подходом почему-то (почему бы это?) стали понимать индивидуумо-ориентированный подход, другими словами - эгоцентричный. А это уже не есть хорошо. Упомяну, что о плюсах и минусах обоих подходов в образовании можно прочитать в цикле статей Павла Расинского «Извращения в системе образования».

Все выступающие упорно обходили стороной (или забалтывали общими, дежурными словами) самую главную тему, ради которой и стоило бы затевать педсовет. Губернатор делал упор на финансовые показатели: сколько денег тратим на образование, хватает ли школ и детсадов для всех желающих, на оснащенность школьных кабинетов. Руководитель комитета по образованию делала упор на показателях отчетности: сколько победителей в олимпиадах, топ-рейтингах. Молодые учителя (прекрасно, что им дали слово!) восхищались наличием электронного дневника, нано-лабораторий и интерактивных досок. И никто не сказал про самих школьников. Чему их будут воспитывать? Как? И зачем этому будут воспитывать? Какого выпускника должна получить на выходе наша школа?

На педсовете показали короткий фильм про молодую учительницу. Тут важно отметить опять и форму подачи, и содержание подаваемого сюжета. Ведущая Ника Стрижак особо оговорила, что фильм – не документальный. Он художественно-документальный. Видимо, факты, имеющие место в реальности, спутаны с фантазией. А что - выдумка, что правда – ты, зритель, мол, догадайся сам. Что бросилось в глаза в фильме? Западная калька. Фильм копирует западную рекламу, западный образ жизни. Постоянная маска улыбки на лице, аллилуйя спортивному образу жизни, «обязательный» ученик « с ограниченными возможностями», успешные, самодостаточные друзья (в том числе англоговорящие) - и всё это на гламурном фоне мертво-роскошной жизни. И даже героиней фильма выбрана не преподаватель «убогой» науки биологии или химии, а «благородного» английского языка. Чтоб даже самый несообразительный догадался, откуда дует ветер и в чьи паруса. От фильма меня чуть не стошнило. Настолько он фальшивый, фанерно-рекламный, навязчивый и приторный. К слову, про волнение и тревогу учительницы за своих учеников и их будущее в фильме – ни гу-гу.

Не хочется, совсем не хочется мазать черной краской наших педагогов. Знаю, что многие из них стараются передать своим подопечным и свои знания, и искреннюю любовь. И в БКЗ «Октябрьском», наверняка, такие представители педагогического сообщества были. Но… небольшая ремарка. Торжественная часть педсовета закончилась, плавно, без перерыва перетекая в концерт симфонического оркестра. Несмотря на продолжение педсовета и на приветственные слова дирижера Сергея Стадлера, чуть ли не половина зала направилась к выходу. Какую культуру, какое воспитание эти педагоги передадут ученикам? Неуважение к другим людям? Да, видимо, так – строго в соответствии с декларируемой эгоцентрической направленностью. Я и остальные.

Добил меня раздраженный возглас одной из участниц сегодняшнего педсовета: «Заново перечитывать Гоголя, Горького и прочих? Оно мне надо?» И я задумалась: «А действительно, что вам надо, господа-товарищи педагоги?»

Можно жаловаться на таких-сяких педагогов, но подобное поведение будет непродуктивным. Что можно предложить для перелома ситуации? Подскажу. 8 июня 2016 года в Севастополе прошла организованная Родительским Всероссийским Сопротивлением (РВС)  конференция «Пути возрождения классического отечественного образования», на которой затрагивались проблемы восстановления российского образования. На этом мероприятии выступил, в том числе, академик Российской академии образования В. И. Слободчиков с фундаментальным докладом «Гуманитарно-политический кризис отечественного образования». Такой разговор, на мой взгляд, и был настоящим педсоветом.

Tags: РВС, борьба с регрессом, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments