pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Рецензия на фильм "О любви" (1970 , киностудия им.М.Горького)



Сегодня я хочу вспомнить советский фильм 1970 года с банальным названием "О любви". Это сейчас такое название выглядит тривиальным. А 40 лет назад оно было говорящим. Понятие любовь тогда не связывалось исключительно с физиологическими или биологическими  процессами. Под любовью понималось высшее чувство, его все хотели испытать, все мечтали о нем. Но, на мой взгляд, фильм совсем не о любви. То есть и о любви, конечно, тоже. Но главное - другое. Главное - ощущение времени, его интонация, его пульс, его вопросы-ответы. И режиссеру Михаилу Богину это удалось сделать мастерски. Главный вопрос фильма: зачем живет человек?

И именно на этот вопрос в течение всего фильма отвечают его герои. 2 главных героя  и 2 точки зрения. Зритель примеряет на себя оба образа и решает, с кем он, кто ему ближе. Это происходит спонтанно, непроизвольно, само собой. Но обязательно происходит.  Есть главная героиня - скульптор Галина. Она олицетворяет собой "моральный облик строителя коммунизма" или 10 божьих заповедей. Для нее страшно потерять "первородство".  И есть ее знакомый Митя, цель которого - добыть побольше "чечевичной похлебки".  И все остальные герои, даже герои эпизода, разделены именно на эти 2 лагеря. Общество стоит перед выбором: за кем пойти? Это сейчас мы знаем, какой выбор был сделан. А тогда это было совсем неясно. Говорю как очевидец того времени. В 1970 году, когда вышел фильм, я пошла в школу, в первый класс. И могла наблюдать подобный спор двух мировозрений каждый день. По моим ощущениям, в обществе преобладал взгляд Галины. Люди хотели быть чистыми, справедливыми, цельными. Даже если временами они и  нарушали моральные законы, то сами себя за это винили в душе, их мучила совесть. Но уже через 10 лет всё поменялось. Я заканчивала школу, когда в обществе властвовали совсем другие приоритеты. Поэтому я могу сказать, что 1970 год - это точка бифуркации, разветвления. Общество могло пойти совсем по другому пути. Но не пошло. Анализировать, почему этого не случилось, можно до морковкина заговения. Поэтому касаться этой темы здесь я не буду.

Вы заметили, что фильм очень немногословный? Герои не бросаются словами, не ведут пустопорожних дискуссий. Они к слову относятся бережно, как к хлебу. И это тоже черта времени. Ныне она утеряна. Мы болтаем,болтаем. Даже не болтаем, а флудим. Нет времени просто подумать, просто хорошо выполнить свою работу. Всё торопимся куда-то, боимся опоздать. И это примета уже нашего нынешнего времени.

Фильм пересмотрела сегодня с друзьми на Киноклубе. После просмотра все участники клуба стали обсуждать, к моему удивлению, сюжет фильма, строить предположения, кого выберет Галина. Меня это поразило. Потому что у меня при просмотре создалось впечатление, что сюжет сам по себе, а фильм живет своей независимой жизнью. Фильм - это сплетение музыки (и какой!), жестов, взглядов, мыслей. И сюжет -—-дело десятое. Вот как-то так. Обрывки моих мыслей про фильм "О любви".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments