pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Неуравновешенные мысли про равновесие в жизни



Меня бросает, как утлую лодочку в шторм, из стороны в сторону, с волны на волну. То я тему эскапизма начинаю изучать, то возвращаюсь к терзающей меня теме чтения, то вдруг обуреваю жаждой изучать неизвестное мне шведское кино. Да, я такой любопытный человек. И считаю это хорошим качеством. Потому что равновесие – это смерть. Не моя мысль.  Но однажды попав в мою голову, она перевернула мои представления о жизни, о том, как надо ее строить. Я ведь всю жизнь бессознательно пыталась прийти в состояние равновесия.

Мне казалось, что именно равновесие и есть гармония. Что к нему надо стремиться. А ведь нет! На этой стадии все процессы начинают сворачиваться в зародышевое состояние. Впадать в своеобразную спячку. Происходит угасание. Наваливается усталость. Слышали про синдром хронической усталости, который относительно недавно обнаружили у человека?

Мне кажется, это и есть проявление попытки уравновесить жизнь, загнать ее в «болото» мыслительного порядка. Современная размеренная жизнь западного обывателя «в гнойнике довольства и покоя» погружает людей в бесконечную сонливость, от которой не избавляет даже длительный отдых. А ведь всё так просто! Надо лишь страстно захотеть жить, стать любопытным, не успокаиваться, находиться в вечном поиске, пробовать.

«Ищу гармонию во всём: вдали и под рукой,
Но прочно-симметричное устройство —
По имени Гармония — таит в себе покой,

Внушающий — опять же — беспокойство », – напевала Новелла Матвеева.

Поэтому да здравствуют «качели»! От них захватывает дух, от них появляются силы на невозможные свершения. Вот и Александр Блок об этом же: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

Очередные качели выбросили меня в область кинематографа. Кино прошлых лет люблю каким-то внутренним чувством, почти на уровне интуиции. Понимаю, что без просмотра лучших мировых кинолент невозможно быть причастным к культуре. Да зачем к ней надо быть причастным? «Нас и тут неплохо кормят». Вне культуры нет человека, нет человечности. Вне культуры стоит природа с ее животным миром. А человек – не двуногое животное. Принципиально не животное. Какие бы прилагательные мы к этому слову не добавляли: социальное, умеющее говорить, умеющее трудиться. Есть социальные животные, есть владеющие примитивным языком, есть выполняющие простейшую работу. Но они не люди. И никогда ими не станут, как бы долго не совершенствовали свое умение. Человека от зверя отделяет совершенно особая составляющая. Кто-то назовет ее введенным Фрейдом термином «Я», кто-то «вторым-третьим-четвертым этажом», кто-то божественным дыханием. Но она есть.

Мы почему-то уверены, что Культура никуда не денется. Как будто она была всегда. Но это ведь не так. Сначала была только Природа. Люди героически, с большим трудом отвоевывали у Природы место для Культуры. Представьте себе Природу в виде леса, а Культуру – в виде пашни. Стоит только перестать обрабатывать (распахивать) землю и она мигом возвращается в лоно дикой природы. Такую картину мы можем наблюдать последние десятилетия повсеместно в России. Не так ли?

И параллельно такой же процесс запущен в мышлении и чувствовании наших людей. Если не оказывать противодействие этому процессу, то Культура («пашня») вернется в лоно Природы («лес»). Люди как человечество исчезнут, превратившись в новый вид представителей животного мира, подобно шимпанзе и волкам. Хотя, скорее всего, и как животный вид они не сохранятся. Слишком уж они слабы в сравнении с другими зверями: ни когтей, ни клыков, ни густой шерсти. Скажете, печальную картину нарисовала? Ну, так давайте ее не допускать! Всё в наших силах. Нужно «возделывать пашню» – всего лишь. Спросите себя, на чьей стороне вы участвуете в этом процессе, в этой войне леса и пашни, в войне варварства и культуры? Не тренируешь «культурные» мышцы (не возделываешь пашню), значит позволяешь варварству («лесу») захватить тебя. Ведь тебе ежеминутно предлагают добровольно перейти на эту территорию «леса».

У тебя есть выбор. Но у следующих поколений уже его не будет. Они будут намертво отчуждены, отстранены от культурного наследия. Высочайшие образцы материальной культуры останутся, но новый постчеловек будет взирать на них равнодушно, не замечать их. Животные же не реагируют на картины Рафаэля и романы Достоевского.

Мода на эмоциональную тупость не сама по себе возникла. В этот же ряд можно добавить публичное сквернословие, причисление к норме сексуальных отклонений и извращений, пропаганду гедонистического и потребительского поведения. Всё это льет воду на мельницу Врага человечества. Опять Враг человечества, начнет ворчать читатель. Да, именно такое собирательное (и всем сразу понятное) имя у фашиствующего Запада , у глобальной «съехавшей с катушек» мировой элиты.


Литература, музыка, кино и пр. – это своего рода ниши, в которых аккумулируется культура, через них проявляется. Но культура в каждом человеке – это не набор знаний, это постоянный идущий процесс. Культурные мышцы нужно тренировать. Поддерживать в спортивной форме. Поэтому сегодня, в выходной день, приглашаю тебя, читатель, на культурно-эмоциональную тренировку. Предлагаю посмотреть фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана «Стыд».


Кадр из фильма
«Стыд»

Режиссер рассказывал о своем фильме следующее:

«Первоначальным фоном фильма «Стыд» был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована, если бы на меня самого возлагалась ответственность за кого-то или если бы я просто был частным лицом, которому угрожает опасность, - мог ли бы я проявить гражданское мужество в отношении физического и психического насилия, войны нервов, которую несет оккупация <...> я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм» (Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985. С. 247 – 250).

Посмотрите фильм. Согласитесь ли вы с автором?

Верхняя иллюстрация: Михаил Клодт. На пашне. 1872

Tags: кино, культура, культурная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments