pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Анатомия регресса. Про ЖКХ и не только. Часть 1



И труд нелеп, и бестолкова праздность,

И с плеч долой все та же голова,

Когда приходит бешеная ясность,

Насилуя притихшие слова.

Александр Башлачев


Мне хотелось написать эту серию статей в форме некоторого, если не философского размышления, то, по крайней мере, анализа сложившейся ситуации, претендующего на определенную глубину. При этом я отбрасываю любые попытки пожалеть читателя и, скажем так, снизить накал. И не то, чтобы наболело, а просто нужно уметь смотреть правде в глаза, а не создавать аналитические и прочие мысленные построения, подгоняя под ответ.


«Регресс (от лат. regressus — обратное движение) - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций» (Большая Советская Энциклопедия).

Практически во всех предыдущих статьях рассматривалась одна тема – преодоления регресса, преодоления того паскудства, которое пронизывает многие сферы жизнедеятельности общества и государства России (а не только ЖКХ).


В предыдущих выпусках указывалось, что есть только три варианта развития дальнейших событий в сфере ЖКХ - три пути. Два из них - это пути действия по отношению к проблеме (какой бы сложной и всеобъемлющей она ни была), и один – путь бегства от проблемы (рис. 1).

Первый путь – это бегство от проблемы.
Здесь проблему можно не замечать, игнорировать, «прятать голову в песок». Можно «влиться в общую струю» и «держать нос по ветру», извлекая определенную временную выгоду. Можно делать вид и убеждать самого себя, что всё хорошо, всё идет как надо. Возникает устойчивое ощущение, что основная часть, как государственных служащих, так и общественности выбирает именно этот путь. А по сути – избегает выбора, мол: «ну, как-нибудь без нас решат, само как-нибудь рассосется». Не рассосется!

Второй путь – это усугубление проблемы (по принципу «чем хуже – тем лучше»). Здесь требуется активно подливать масло в огонь регресса и желательно делать это самозабвенно, мол: «Видите, видите, я же говорил – в этой стране все через одно место! Тут уже ничего не поправить! Это просто менталитет такой, кругом одно быдло» и т.д. и т.п. Далее - со всеми остановками.

Третий путь – это преодоление.
Поскольку под проблемой мы понимаем регресс сферы ЖКХ, значит, именно этот регресс мы стремимся преодолеть (ведь лишь преодолев регресс, мы сможем достичь цели). Для нас преодоление регресса - это активное, целенаправленное действие, учитывающее складывающуюся ситуацию и отвечающее вызову, без желания утолить сиюминутные политические (вернее сказать – политтехнологические), материальные и прочие частные интересы. Общее дело должно быть сделано, и тенденция должна быть изменена. Все для дела, все для достижения цели! Желание и способность действовать так есть отличительная черта подлинно гражданской позиции.

Рис. 1 – Пути развития системы ЖКХ


Но ведь преодоление – это процесс, причем целенаправленный, сложный, творческий, предполагающий как наличие определенных усилий, так и наличие субъекта (т.е. того, кто эти усилия прилагает) реализующего процесс. Авторы, публикующиеся в газете Заря, неоднократно писали о необходимости формирования новой социальной системы, базовым элементом которой является Совет многоквартирного жилого дома. Совет дома это тот базовый элемент, с которого возможно (принципиально возможно) начать процесс преодоления. Если до сих пор, в формате регресса, все системы дробились и упрощались (в том числе социальные), то для выхода из этого регрессивного формата необходимо начать обратный процесс – создание первичных коллективов. Таким образом, логика построения субъекта действия такова: сначала человек, как субъект; затем коллектив, как коллективный субъект; затем социальная система. При этом, конечно, необходимо было указать на существенные особенности среды, в которой вынужден будет действовать субъект (что и было сделано в предыдущих выпусках).

В частности, в третьем номере газеты был введен образ «между Сциллой и Харибдой». Было показано, что Сцилла – это система пожирающая ресурс (в оригинале – человеческий), пожирающая его уже несколько десятков лет. Пожирающая ресурс до конца, но постепенно (и этим «постепенно», она лучше Харибды). Харибда – это антисистема, уничтожающая все разом. Это пошлый и разрушающий примитив, смоченный крокодильей слезой тоски по справедливости (надеюсь понятно на какую «несистемную оппозицию» здесь намек).


ТАК ВОТ О СУБЪЕКТЕ. Главный герой «Одиссеи» Гомера (собственно Одиссей), стремился вернуться на Итаку (на Родину) и прикладывал к этому все возможные и невозможные усилия (т.е. действовал). Были и те его спутники, которые поддались на «угощения» царицы Цирцеи и были обращены в свиней:

«Им на прамнийском вине и в напиток подсыпала зелья,

Чтобы о милой отчизне они совершенно забыли.

Им подала она. Выпили те. Цирцея, ударив

Каждого длинным жезлом, загнала их в свиную закутку.

Головы, волосы, голос и вся целиком их наружность

Стали свиными. Один только разум остался, как прежде.

Плачущих, в хлев загнала их Цирцея и бросила в пищу

Им желудей и простых и съедобных и деренных ягод -

Пищу, какую бросают в грязи почивающим свиньям»


Это великое произведение Гомера рассматривается в рамках данной темы как метафора, противопоставляющая иждивенчеству (свинскому быту в хлеву Цирцеи) – преодоление (действие – путь к Итаке). И здесь речь идет не просто о действии по перемещению из пункта «А» в пункт «Б». Речь идет о возвращении к полноценному и подлинному человеческому облику.

Проект ГКВ задумывался как проект экспериментальный, решающий ряд задач:

1) сбора информации;

2) социального моделирования;

3) отработки отдельных технологий управления.


Сейчас мы вышли на некий рубеж, определяющий дальнейшее развитие проекта и на данном рубеже необходимо рассмотреть определенные результаты нашего исследования.

Уже прошло больше года с выпуска первого номера газеты «Заря». Сама газета, как и прочие информационные продукты проекта ГКВ - это форма, в которую мы попытались вложить определенное содержание. Содержание, которое мы создали самостоятельно, опираясь на свои знания, опыт и представление о благе. Содержание, которое является нашим авторским продуктом и претендует на определенную новизну и, самое главное, на подлинность. Поскольку мы убеждены в том, что именно подлинность, то есть правда, необходима сейчас как никогда. Газета – это канал, текст – это форма, подтекст – это информация. Условно, в исследуемую социальную среду (а это уже «черный ящик» для нас) подается сигнал такого содержания: «Эй, есть здесь кто-нибудь живой?». Исходящий сигнал собирается, расшифровывается и анализируется. И результаты анализа исходящих сигналов крайне интересны. Итак, мы имеем дело с определенным явлением, с определенным «нечто» и это «нечто» нужно обозначить (то есть описать некоторым набором знаков).

1. ПОД ЗНАКОМ ИЖДИВЕНЧЕСТВА (или Школа грамотного потреблядства имени Цирцеи)

В предыдущих выпусках мы уже вскользь указывали на свое отношение к распаду СССР. Выражу его более отчетливо. Для нас этот распад – это катастрофа. Катастрофа не просто личная или национальная, это катастрофа мирового масштаба. Это падение невиданное не только по масштабу бедствий, но и по масштабу позора, под флагом которого был совершен этот распад. «Революция демократии» по факту превратилась в «Великую криминальную революцию». Конечно, это позор руководства СССР и партии, в одночасье сдавших все, что только можно и что нельзя. Все это, конечно, тайна беззакония, которая проявляет себя везде и, в том числе в сфере ЖКХ (при этом я подчеркиваю, что вовсе не идеализирую СССР, как «рай на земле»). Но это только одна сторона медали, а ведь есть еще и вторая. Ведь подобное обрушение было бы невозможно, если бы в последние десятилетия существования СССР не взращивался массово примитивный обыватель, если бы население не было переведено на рельсы иждивенчества и погони за 100 сортами колбасы (Эрих Фромм метко дал этому определение: «гуляш-коммунизм»). Таким образом, в падении участвовала не только элита, но и массы, которые по какой-то неведомой причине возомнили себя нужными и важными. Решили, что отхватят свой кусок от этого пирога (а ведь в былые времена им действительно перепадало) и молчаливо смотрели как рушат страну, предвкушая получение своей доли «демократического счастья».

Как пелось в песне Игоря Чижика:

«И орёт по-новому Ленинская братия:

Мол - теперь свободен ты, господин Народ,

Развязала руки нам наша демократия:

Гляньте, как Америка союзная живёт!…

Ломятся прилавки, нет за водкой давки,

И имеет каждый рядовой балбес

Виллу на Багамах, ласковую даму,

Белую панаму и черный мерседес.

Мы - народ не гордый - Кембридж не кончали,

Но и нам красиво хочется пожить…

Так что вы там сказали? А,- руки развязали!

Ладно, мы то знаем - куда их запустить…

Здесь, на Байконуре крупное наследство

Щедро нам оставил технический прогресс,-

Никогда на Космос, ведь, не жалелись средства:

Хватит и на виллу всем и на мерседес»


И здесь мне вспоминается фраза, сказанная когда-то одним моим знакомым: «Поговорка о том, что рыба гниет с головы – хорошее оправдание для хвоста».

Что же мы имеем на сегодняшний день? Вдруг оказалось, что с простым обывателем никто не собирается делиться (о, ужас, как его обманули!). Что остатки «пирога СССР» очень быстро съела новоиспеченная Сцилла (как скрытая паразитирующая система) и вывезла заначки в «западный рай». И оказалось (кто-бы мог подумать!), что теперь поедать будут самого обывателя, бесцеремонно залезая в его карман. И тут-то обыватель спохватился, кричит: «Караул, грабят! Мошенники, где мои 100 сортов колбасы?!» Ну, или как-то так: «Караул, капитальный ремонт заставляют оплачивать! Где мои права, где низкие тарифы, где справедливость?!». А вот это, дорогой обыватель, и называется справедливость!

Представьте себе, что прохожий идет по улице и видит, как вор пытается залезть в окно. Прохожий, возомнивший себя самым хитрым, думает: «Дай-ка я его подтолкну, помогу залезть, может и мне чего перепадет. А если что, я ни при чём, я просто мимо шел!» И вот этот прохожий не кричит: «Вор! Караул!», и не вызывает полицию, а аккуратненько помогает вору залезть в окно. Вор возвращается с полным мешком и вместо раздела добычи, бьет этим мешком прохожего по голове и обчищает его карманы. Очнувшись и ощутив пустоту карманов, прохожий кричит: «Караул! Ограбили! Мошенники! Где полиция? Где справедливость?!». А это, гражданин прохожий, и есть справедливость. Вот только от этой справедливости легче не становится.

Это я все к чему? А это я все готовлю читателя к восприятию результатов проведенного анализа.


Итак, сфера ЖКХ. Очень неспокойная, очень проблемная и крайне напряженная социально. Много проблем, большая энергия недовольства. Но, размышляю я, энергия недовольства – это все же энергия. А если есть энергия, то можно помочь ей оформиться и направиться в созидательное русло. При этом надо учитывать еще и тот факт, что местная Харибда хочет направить эту энергию в разрушительное русло – на местный майдан. И этот майдан, поверьте на слово, готовится (мы показывали примерную технологию подобных операций). Однако, для того, чтобы оформиться и направиться в созидательное русло нужно, чтобы сформировался субъект действия. Субъект, который действительно жаждет изменить существующее положение вещей, искупить свое предыдущее преступное бездействие действием продуманным, выйти вверх из зарождающегося социального ада. Конечно, для этого людям придется серьезно напрячься, серьезно чем-то пожертвовать (например, своим временем) и начать вдумчиво разбираться в ситуации, начать учиться, вспомнить о должном, вспомнить о своих гражданских обязанностях, а не только о правах. В общем, им придется принять вызов, сказав всем мошенникам, идиотам, наглецам и ситуации в целом: «Ах, вы так! Ну, тогда получайте! Я вам докажу, что я человек, что я умнее и выше вас, что я способен быть субъектом права! Отрясаю прах обывательщины и пошлого примитива с моих ног и выхожу на тропу войны (интеллектуальной конечно)! Не за себя, а за будущее! За наше ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ достоинство!». Вот тогда он становится Одиссеем. Вот тогда он становится субъектом права и субъектом действия. Вот тогда социальная энергия, оформленная в коллективный субъект (гражданского коммунального взаимодействия или как-то иначе) начнет менять социальную реальность.

Однако, практика показала, что мы имеем дело с тотальной эпидемией иждивенчества. Большинству граждан, по большому счету плевать и на действие, и на правду, которую, видите ли, очень накладно знать. Они хотят, чтобы их не беспокоили, чтобы пришел дядя и сделал им хорошо (ну там тариф снизил, заставил УК выполнить ремонт и т.п.). А они бы могли дальше предаваться своему маленькому обывательскому счастью, от которого их отвлекли протекшие потолки, повышенные расценки тарифов, соседствующие гастарбайтеры и зассанные парадные. И самое главное, они ни при каких обстоятельствах не хотят напрягать мозги. Да и зачем напрягаться, зачем знать, если им ДОЛЖНЫ! Управляющая организация должна одно, государство другое, общественная организация должна помочь, судья должен защитить их интересы. А сами они, конечно же, ничего и никому не должны! О, не трогайте их священное право – не напрягаться!

При этом недовольство-то есть, поскольку их обывательское счастье под угрозой. И рождается социальная энергия. Эту энергию одни (Сцилла) хотят погасить – мол, не надо, не надо, спи моя радость усни! А другие (Харибда) будут лить эту энергию на колесо местного майдана. И она туда выльется. А нужно совсем другое. А этого другого обывателю хочется меньше всего. А что такое это «другое» - читайте в предыдущих выпусках. Там это «другое» частично описано. Это:

1) осознать свою ответственность за происходящее;

2) перестать истерить, включить мозги и предложить что-то новое и по делу;

3) начать изменять ситуацию (конечно начиная с себя), то есть – действовать.


Если наглядно отразить сказанное, то в последнем выпуске на первой полосе был изображен рисунок. Так вот «народ» не хочет, чтобы его будили. Он хочет, чтобы пришел герой и перетянул одеяло на этот «народ». А «народ» будет дальше сладко спать, как только будет устранен внешний раздражающий фактор. Интересно, кто-нибудь вообще обратил внимание, что было нарисовано на тумбочке? Что такое «Час быка» Ивана Ефремова? Какое время показывал будильник? Что такое открытое окно, откуда веет холодом (холодной войны, если не неофашизма)? Для кого мы пишем???

Мы говорим, что человек должен становиться творцом. А что из него усиленно продолжают делать? Вот создаются в сфере ЖКХ всякие там «Школы потребителя» и т.п. Обратите внимание – «потребителя»! Таким образом, мы имеем дело с массовой Цирцеиной свиной закуткой, в которой кормятся известные персонажи (пардон, занимаются эффективным потреблением). Им там, наверное, объясняют, как сесть на диету, чтобы в условиях кормового дефицита дотянуть до будущего сезона изобилия, когда кормушки будут ломиться.

Теперь следует перейти к самым тревожным симптомам. Но уже в следующем выпуске.


Начало: 0, 1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ресурс ГКВ http://vk.com/gkvspb


Tags: ГКВ, ЖКХ, газета, газета Заря, ликбез ГКВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments