pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Театральная прополка: нацизм не пройдет!



Этот пост стал моим ответом на новость об увольненнии очередного областного министра культуры. Отправлена в отставку (по «собственному желанию») министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. Поводом для увольнения послужил скандал вокруг пробной постановки в Самарском академическом театре драмы бродвейского мюзикла «Продюсеры» («Весна для Гитлера»). Мюзикл представляет фашизм «в симпатичном для зрителя свете» и пропагандирует однополую любовь. Театральной постановкой возмутились не какие-то отдельные «маргиналы», а общество — в лице Союза народов Самарской области, Русского национального центра, областной организации ветеранов войны. Общественность обозвала планируемую постановку пропагандой фашизма, гомосексуализма, а также плевком в душу ветеранов в годовщину Победы. Как и в случае с оперой «Тангейзер», «культурное» собщество раскололось на две части. Кто прав?

«Репертуар — это сердце театра», — говорил Мейерхольд. Так какое сердце бьется в наших театрах?

В России впервые этот музыкальный спектакль в 2009 году поставил на своей сцене московский театр «Еt cetera», руководимый Александром Калягиным. Замечу, что театр  построен и финансируется за бюджетные деньги. Бюджет российской версии мюзикла составил 3,5 млн долларов. Тогда постановка не стала поводом к увольнению министра культуры Москвы. Прошло 6 лет и ситуация диаметрально изменилась. Своего поста лишился областной министр. Лишился  даже не за постановку, а за внесение ее в планы на будущее. Как я понимаю, наконец-то пошел процесс самоцензуры. Общество перестало молчать, пробует голос, отобрав его у гламурных горлопанов от культуры. Им выбраковываются непозволительные элементы, пропалывается культурное поле. И это замечательно. Даже с учетом перехлестов и перегибов. Люди понимают, что нельзя касаться запретных, табуированных тем. Нельзя выпускать джина их бутылки. Выпустив джина, обратно его не затолкаешь.




«Продюсеры» — бродвейский мюзикл, написанный Мелом Бруксом по его же одноимённому фильму 1968 года. Это рассказ о продюсерах-аферистах, которые ставят шоу про Адольфа Гитлера. Они замыслили пригласить неонациста-драматурга, всё еще верующего в Третий Рейх, пригласили режиссера-гея, а главную роль, Гитлера, поручили сыграть манерному актеру по прозвищу ЛСД. В результате состряпанный мюзикл «Весна для Гитлера» ждёт оглушительный успех.

СМИ дружно перечисляют награды и премии скандального мюзикла. Да, наград много.  Даже «Оскар» есть, чем особенно щеголяют защитники мюзикла. Забывают они только одно: премия «Оскар» не являлется гарантией «нормальности» фильма. Это всего лишь отражение количества денег, вложенных в него, и желания неких сил внедрить в общество свои «идеи». И куда деть тот факт, что в Германии фильм «Продюссеры»1968 года был запрещен? Видно, не только карикатуру и сатиру увидели в нем немцы. Ключевые темы мюзикла — деньги, геи, неонацисты. Как можно бороться с ненавистным явлением? Можно против него сражаться на войне. А можно завернуть его в маскирующую оболочку, тем самым спрятав, подав как милое или смешное явление, достойное не порицания и осуждения, а улыбки. Разве, посмеиваясь над нацистами, геями и алчностью людей, вы можете воспринимать их как вызов? Нет! А значит вы не сможете им противостоять. Разве смешное, нелепое и забавное может восприниматься как воплощение мирового Зла? Особенно, когда этот враг стоит на пороге. Уже на нашем пороге!


Tags: война идей, общество, театр, фашизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments