pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Основы управления многоквартирным домом - 4. Геометрия конфликта и Оператор



Публикую серию статей из газеты «Заря», написанных членами проекта Гражданское Коммунальное Взаимодействие (ГКВ)  по теме ЖКХ. Статьи серьезные. Такие же серьезные, как и отношение к делу участников проекта ГКВ. Проект ГКВ создан председателями советов многоквартирных домов и является волонтерским.

В предыдущих статьях нами были рассмотрены основные вопросы управления многоквартирным домом. Было показано, что ЖКХ является очень важной сферой жизнеустройства общества, требующей взвешенной государственной политики в вопросах реформирования (в первую очередь – четкой, понятной и формализованной цели), достаточно широкого спектра ресурсов (в первую очередь – кадровых, а не финансовых) и ответственного отношения к их формированию и расходованию. Что в ЖКХ (как и в любой другой сфере жизнедеятельности страны) должна функционировать сбалансированная система управления, а не обслуживания, предоставления ресурсов и т.п., как думают некоторые. Было показано, как подрывается работоспособность всей системы управления в сфере ЖКХ на уровне управляющих организаций. Как извращается смысл функционирования данной системы. Как все сводится к примитивным вопросам дележа денег. Конечно нас, собственников жилья, волнует вопрос роста суммы оплаты в квитанциях. Однако, если мы останемся в пределах обсуждения величины этих сумм (к чему нас постоянно подталкивают СМИ), то попадем в ловушку – информационно-смысловое гетто, в котором будем обречены лишь кричать «доколе?!», не углубляясь в суть протекающих процессов. И уж, конечно, не сможем выработать стратегии действий как по наведению порядка в своих домах, так и по формированию системы гражданского действия, направленной на оказание помощи друг другу и государству с целью достижения благоприятных и безопасных условий проживания.

Да, мы понимаем, что на сегодняшний день действия государственных органов во всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной) зачастую являются примитивным самоустранением от решения серьезных вопросов. А иногда напоминают антиобщественную подрывную деятельность. Да, мы понимаем, что у граждан заканчивается ресурс терпения, заканчиваются силы спокойно смотреть на происходящее, и растет взрывной протестный антигосударственный потенциал.

Но мы также понимаем, что государство серьезно больно. Во многие его сферы проникла раковая опухоль – «скрытая паразитирующая система» («Х+Y»), рожденная событиями 1991-93 годов. Она приводит к неспособности государственных органов выполнять возложенные на них функции управления и контроля. Она формирует механизмы перераспределения ресурсов в свою пользу. Она создает для нас заведомо проигрышные правила игры. Она дезинформирует нас о сути проблем ЖКХ. При этом, по нашему убеждению, представители именно этой системы громче всех кричат «доколе?!». Кричат и не предлагают никакого серьезного проекта по выходу из сложившейся ситуации. Собирают вас на собрания и не дают никакого содержания. Говорят о совместном действии и не могут четко и внятно сформулировать цели данного действия. Начинают «мусолить» вопросы ЖКХ и заканчивают агитацией под муниципальные выборы. Вас не тошнит от всего этого (рис. 1)?

Рис. 1 – схема отчуждения


Кроме того, мы понимаем, что вокруг нас (и в наших домах, и в управляющих организациях, и в администрациях, и в контрольно-надзорных и правоохранительных органах, и в судах) есть порядочные люди, способные откликнуться на наш призыв и оказать посильную помощь в наведении порядка. Но именно эти люди, являясь представителями остатков дееспособной государственной системы, также нуждаются в нашей поддержке, в нашем продуманном совместном действии. Действии созидательном, а не истерически-разрушительном. Действии подлинно гражданском, а не шкурно-проплаченном. Пример: к представителю одной из управляющих компаний (УК) приходят члены одной «молодой и модной партии» по вопросу работы с активами домов. Предложение УК – организуйте работу активов МКД на построение диалога с УК, предложение «молодой и модной партии» – дайте заказ на выбивание долгов.

Мы помним, что рассматриваемая нами система управления в сфере ЖКХ разрушается в первую очередь через формирование диаметрально противоположных зон цели для УК и жителей, каждая из которых не имеет ничего общего с целями управления (каким образом это происходит было описано ранее). Также мы помним, что объект управления является не совокупностью кирпичей (как думают некоторые), а сложным объектом, включающим людей, которыми манипулируют. И при определенных условиях мы получим схему разрушения ЖКХ (также описанную ранее). Это следующие условия:

1. Цели реформы четко не определены, отсутствуют показатели и критерии оценивания процесса реформирования сферы ЖКХ и результатов реформ.

2. Разрушена система кадровой подготовки (начиная от сантехника и заканчивая управленцем). Вся сфера ЖКХ испытывает жесточайший кадровый голод.

3. Население маргинализовано, безграмотно (в правовом аспекте) и не способно к самоорганизации и серьезной (и, что важно, бескорыстной) работе ради общего блага.

4. Отсутствуют механизмы реализации прав, закрепленных законом, а также созданы механизмы, препятствующие реализации прав (система блокировок, в основе которой лежит круговая порука). К примеру, собственники МКД имеют право владеть и распоряжаться общим имуществом (через решение общего собрания), а каковы механизмы реализации права, и кто на самом деле владеет и распоряжается им?

5. Активы и объединения собственников перехватываются элементом «скрытой паразитирующей системы» и направляются по ложному пути («канализация энергии»).

6. Управляющие организации являются не самостоятельными организациями, а своеобразными «демпферами» (иногда просто «мальчиками для битья»), которые служат частью «организационно-правового инструмента» и средством его защиты.

7. Заблокированы функции контрольно-надзорных органов. Либо эти функции используются не с целью профилактики нарушений и осуществления государственной политики, направленной на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а для извлечения средств (через систему штрафов). Получается, что вместо вложения средств в сферу ЖКХ они, напротив, изымаются.

При перечисленных условиях мы получим глубокий системный кризис, который может закончиться системным коллапсом, бьющим по простым жителям.

Из вышесказанного следует, что без серьезной работы над содержательной стороной проекта, без подключения к проекту специалистов различных областей ЖКХ, без построения процесса взаимодействия всех участников (включая обучение, информирование, организацию и т.д.) мы не сдвинемся с места, став частью социально-коммунального гетто, предназначенного для гашения нашей энергии. В связи с этим мы просим всех, кто читает эту статью, всех, кто является специалистом в той или иной области ЖКХ и может оказать методическую помощь, а также просто неравнодушных людей – принять участие в проекте ГКВ или оказать посильную помощь участникам проекта.

Теперь мы переходим ко второму этапу информационной части проекта ГКВ. Начинаем рассматривать общие вопросы процесса преобразования системы управления в сфере ЖКХ.

Итак, геометрия конфликта.

Под конфликтом мы будем понимать ситуацию взаимодействия двух или нескольких сторон, имеющих различные интересы.

При этом каждая из сторон активна, имеет свою зону цели и вектор усилия, направленный к этой зоне (рис. 2).


Рис. 2 – Геометрия конфликта


Острота конфликта зависит от ситуации. Ее можно характеризовать степенью «тупизны» угла α. Чем тупее этот угол, тем острее конфликт. А  с течением времени конфликт становится антагонистичным.

Для того чтобы преодолеть конфликт, нужно выстроить общую зону целей (приемлемых как для субъекта, так и для объекта), отсечь воздействие на систему различных паразитов и провокаторов, организовать поиск дополнительных ресурсов (в первую очередь – кадровых) и восстановить общий целенаправленный процесс.

Теперь мы рассмотрим модель конфликта применительно к ситуации, складывающейся в системе управления ЖКХ. Данная модель подразумевает присутствие сторон, которые являются активными участниками конфликта. Если один из участников (например – собственники МКД) занимает пассивную позицию, то конфликта нет и второй участник – управляющая организация – может спокойно двигаться к поставленной цели. Если цель – извлечение прибыли любым путем, то можно, при молчаливом согласии собственников, не проводить никаких работ в доме, завышать плату, незаконно сдавать в аренду подвалы и чердаки, вывешивать рекламу на фасадах и устанавливать антенны сотовых операторов на крышах, незаконно подключать дополнительных потребителей на общедомовые счетчики и наращивать «общедомовые нужды» до астрономических размеров и т.д. и т.п. Если в доме не сформирован актив и не избран Совет дома, то фактически представлять интересы собственников некому (конечно, нужно еще посмотреть, что это за интересы: навести порядок в доме или ни за что не платить) и, стало быть, некому вступать в конфликт с управляющей организацией, преследующей обозначенные выше цели. Возможно, именно поэтому вопрос создания Советов домов был передан управляющим организациям. Следует также отметить, что если одна из сторон не может проявить свою активность, то конфликта не существует. Все это приводит к ухудшению состояния сферы ЖКХ.

Но вот в доме появляется организованный (или не очень организованный) Совет дома, чудом собравшийся на руинах способности жителей к самоорганизации (причем настоящий Совет, а не созданный на бумаге и входящий в число 3000 таких же марионеток-фикций города Санкт-Петербург). Такой Совет дома хочет разобраться в ситуации и навести порядок в доме, а стало быть, выпадает и из схемы гашения социальной энергии, и из схемы нагнетания обстановки. К такому Совету дома сразу приходит «доброжелатель» («Y») и говорит: «Дорогой Совет! Не плати ни за что и учи других тому же! Дай бой коррупционерам и придай их анафеме, задуши их отсутствием платежей! И вообще, как голосуешь на выборах – так и живешь. Так что приходи на мой митинг и голосуй за меня на выборах!». Энергия Совета бросается на заданную «доброжелателем» цель. Ситуация приходит к состоянию антагонизма и система управления оказывается подорвана. В массовом порядке это рождает новую негативную энергию и социальный взрыв (который можно использовать как во время выборов, так и для организации массовых беспорядков). Но решает ли подобная деятельность проблемы граждан? При этом «скрытая паразитирующая система» («Х») не снимает со своего «демпфера» (управляющей компании) обязанности по достижению поставленной для него цели.

Что же делать Совету дома в такой ситуации? Избегать конфликта в рамках данной модели невозможно – это только усугубит ситуацию в ЖКХ (да и имеем ли мы право прятать голову в песок, когда речь уже идет о нашем собственном жилье). Вступать в конфликт под руководством «доброжелателей» («Y») – опасно как для системы управления, так и для всей сферы ЖКХ. Ситуация кажется безвыходной, но это ощущение обманчиво. Совет дома может выйти за пределы рассматриваемой модели и стать Оператором, меняющим «правила игры», а именно (рис. 3):

1) формировать общую зону целей для собственников и УК;

2) отсекать воздействие различных провокаторов на собственников;

3) выбирать ту УК, которая обладает достаточной самостоятельностью;

4) формировать приемлемые правила (договор управления);

5) вступать во взаимодействие с другими Советами для взаимопомощи, обучения, информирования и т.п.




Рис. 3 – Обобщенная схема работы оператора

Это основные принципы работы Оператора. Но для того, чтобы приступить к подобной работе, необходимо затратить достаточно много сил, в первую очередь – на обучение: изучение правовых основ сферы ЖКХ, инженерно-строительных основ устройства многоквартирного дома, основ взаимодействия между людьми, а также применения на практике принципов активного права, новых механизмов управления и схем реализации права владеть и распоряжаться общим имуществом. Необходимо выстроить четкую структурную и функциональную схемы работы Совета МКД.

Именно для помощи в решении этих задач и созданы в рамках проекта ГКВ экспертную и информационную группы. И эти группы постепенно наполняются новыми активистами.

Не стоит думать, что кто-нибудь придет в ваш дом и наведет в нем порядок, сделает всю работу за вас. Вы, председатели и члены Советов МКД, лучше всех понимаете проблемы и нужды граждан в сфере ЖКХ на местном уровне, вы ближе всех к простым людям и избраны людьми представлять их интересы. Кому, как не вам, Советам МКД, быть данным Операторами.

Продолжение следует...


Начало: 0, 1 , 2, 3

Автор верхней картинки-заставки pterozavtr


Ресурс ГКВ http://vk.com/gkvspb

Tags: ГКВ, ЖКХ, газета, газета Заря, ликбез ГКВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments