pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Основы управления многоквартирным домом - 3. Эффективность



«Если мы требуем победы и не знаем, что подразумеваем под этим, мы встретимся с призраком, стучащимся в дверь»

Норберт Винер. Кибернетика

В предыдущих выпусках мы говорили об основах управления многоквартирным домом, рассматривали цели, задачи, функции и структуру системы управления. Выяснили, что такое ресурсы и что такое целенаправленный процесс, на осуществление которого они расходуются. Выяснили, с какими проблемами может столкнуться система, если нет комплексной цели. А раз мы приходим к необходимости оценивать сам целенаправленный процесс, то здесь нам и понадобится рассмотреть вопрос об эффективности.

Итак, что же такое эффективность? Это слово сегодня можно услышать на каждом углу и из каждого телевизора. Вот слышатся «раскаты грома» о неэффективных вузах, неэффективной работе того или иного чиновника (хотя еще совсем недавно чиновники, как и положено в определенной среде, «выходили из доверия»). Все, кому не лень, употребляют этот термин в политической, экономической и любой другой сфере (в том числе ЖКХ), однако, никто из «любителей эффективности» так четко и не ответил на вопрос  – что такое эффективность?

А если и задать подобный вопрос такому любителю, то, вероятнее всего, послышится невнятное мычание про какие-нибудь хорошие результаты и «мир во всем мире». Но неужели такой важный термин, такой важный инструмент (в случае образования – инструмент избиения системы образования) может оставаться настолько неопределенным и недосказанным? Сразу вспоминается еще один более недосказанный термин – «перестройка». Повторение подобного недопустимо, и поэтому мы начинаем расставлять точки над «i».

Чтобы не мудрствовать лукаво, сразу дадим определение. Эффективность – это комплексное свойство целенаправленного процесса функционирования системы, характеризующее его приспособленность к достижению цели. Обратите внимание – к достижению цели! То есть, во-первых, должна быть цель, во-вторых, должна быть система и сам целенаправленный процесс, реализуемый ею, в-третьих, процесс должен обладать определенными свойствами. Еще раз подчеркнем, что лишь тогда, когда существует четко сформулированная, документально определенная и количественно измеряемая цель, можно вести речь о каком-либо целевом эффекте и о возможности оценить сам процесс.


Попробуем издалека подойти к вопросу оценивания целенаправленных процессов. Представьте себе: ребенок ходит в школу. Конечно, он в нее не просто ходит, он там обучается. В этом случае обучение и есть целенаправленный процесс. А какова же цель? По нашему убеждению, целью обучения должен быть человек-творец, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками. Сегодня целью, по факту, становится человек-потребитель, успешно сдавший ЕГЭ (так это процесс обучения или тупое натаскивание на тест?) То есть авторы проекта били по коррупции посредством введения ЕГЭ, а попали в образование. Вот что бывает, когда цель четко не определена. И еще раз зададим читателю мучающий нас вопрос: «Какова цель реформы ЖКХ?»

Итак, ребенок ходит в школу. Но как нам понять – он в нее просто ходит или он там еще и хорошо учится? Например, приходит он из школы и говорит: «Я получил двойку по математике». Очевидно, что мы должны процесс обучения как-то оценить. Хорошо это или плохо. «Любители толерантности и Шарли» сразу скажут: «Это не хорошо и не плохо, просто он так проявляет свою индивидуальность. Получил 2 балла – молодец, какая уникальная личность!» Но оставим подобных граждан при своем мнении.

При проведении оценивания нам в помощь два инструмента: показатель и критерий. Показатель – это количественная величина, оценка, которую мы должны сравнить с критерием. Критерий – это правило, которому должен соответствовать показатель, условие, которое мы применяем. В случае обучения критерий – это условие, при котором показатель попадает в допустимый диапазон баллов (от 3 до 5 баллов). Показатель величиной в 2 балла не удовлетворяет критерию (см. рис. 1),
Рис. 1  показатель и критерий


и мы понимаем, что процесс обучения на данном этапе неэффективен (не способен достичь цели). Таким способом, функция родительского контроля оказывается реализована и можно применить «корректирующее воздействие».

Теперь вернемся к ЖКХ. На отчетных собраниях некоторых управляющих организаций (если подобные собрания вообще проводятся) выясняется, что их руководители тоже сторонники толерантности и не подозревают, что их работу можно оценивать. Вот, говорят они, за истекший год мы заменили 190 метров труб, установили 5 лифтов, заменили 25 оконных рам и перекрыли 3 кровли. При этом подобное говорится с чувством, преисполненным гордости, – какие молодцы, столько всего хорошего сделали! Иногда можно даже заслушаться и проронить скупую слезу умиления. И бесхитростные люди не понимают, как такое возможно – столько добрых и полезных дел, а ситуация все хуже и хуже. Им объясняют – всему виной проклятые неплательщики! Если бы не они – то и их дом был бы Домом высокой культуры быта.

Но нас не проведешь подобным «объяснением». Давайте вместе разбираться с позиции эффективности целенаправленного процесса.

Перед этим позволим себе еще одну метафору. Представьте себе, что вы пришли на рынок покупать яблоки. Вот вы присмотрели понравившиеся или выбрали что-то из тех гнилушек, которые были в наличии (рынок ведь тоже с «родовыми травмами» 1991 года). Узнали цену (недешево, но что поделаешь – яблоки нужны) и заказали, скажем, 10 яблок (к примеру, по 10 рублей за 1 шт.) Отдаете продавцу 90 рублей (по нашим данным, более 90% граждан исправно платят за соответствующие услуги ЖКХ) и получаете коробку с яблоками (они почему-то именно в коробке, да еще и закрытой). Продавец возмущен, обвиняет вас в недоплате, грозится судом. Вы достаете одно яблоко – да оно подгнившее с боку! «Так чего же Вы хотите? – говорит продавец. – Вы неплательщики, должники, нахалы!» А вы чувствуете, что коробочка уж очень легкая, яблок там явно 5–6, а может быть и того меньше. А если так, то кто теперь должник? Хотите разобраться, посчитать яблоки, а к вам подходит «смотрящий за ларьком» и говорит: «Не нравится – валите отсюда в другой ларек!» Огляделись вы по сторонам, а там – все те же лица и такие же «смотрящие» ухмыляются. Рынок-то один, с соответствующими «родовыми травмами». Так, может быть, пришло время объединиться с другими «покупателями яблок» и разобраться наконец?

Но вы резонно заметите, что:

– во-первых, нужна соответствующая методика подсчета;

– во-вторых, непонятно, на базе чего объединяться с другими;

– в-третьих, зачем разбираться – нужно просто разнести ларьки к чертовой бабушке (к тому же соответствующие предложения постоянно поступают от различных «правозащитников»).

На это мы ответим, что:

– во-первых, такие первичные методики имеются, и нужно учиться получать яблоки в открытом виде и считать их;

– во-вторых, база для объединения формируется;

– в-третьих, ларьки нужно беречь, их и так немного, если все раздолбаем – где яблоки будем покупать? Нужно для начала сообща «смотрящих за ларьками» в сторону отодвинуть. К этому и Президент постоянно призывает (бороться с коррупцией). Возможно, и некоторые «продавцы яблок» устали быть мальчиками для битья и хотят обрести самостоятельность.

Давайте теперь вместе поднимем крышку и сосчитаем наши «яблоки» в ЖКХ. Иначе сказать, начнем оценивать процесс управления МКД, который проводился последние 5 лет. И здесь нам будет в помощь два инструмента: показатели и критерии. В первую очередь нам необходимо определить фактическое состояние нашего дома (см. рис. 2) – качество результатов управления многоквартирным домом (показатель результативности), а также затраченный объем ресурсов (показатель ресурсоемкости) и времени (показатель оперативности).

Рис. 2 – схема оценивания эффективности целенаправленного процесса


Эта оценка будет формировать комплексный показатель эффективности, который нужно сравнить с заданным условием (критерием пригодности – комплексным критерием), предусмотренным по закону (170-е Постановление Госстроя и прочие нормативно-правовые акты и СНиПы), который, в свою очередь, формируется из частных критериев. Если полученный комплексный показатель удовлетворяет комплексному критерию, то процесс можно считать эффективным, в противном случае управление неэффективно.

Путь оценивания эффективности следует проходить от простого к сложному. Для начала рассмотрим пример с одним из видов работ – косметическим ремонтом помещений общего пользования (см. рис. 3).



Согласно требованиям действующего законодательства (170-е Постановление Госстроя) качественный косметический ремонт должен быть проведен на 100% площадей помещений общего пользования (лестничные клетки, коридоры, подъезды и т.п.) Проводим проверку и оцениваем относительную площадь с качественным косметическим ремонтом. Предположим, что из площади в 1000 кв.м ремонт сделан только на 400 кв.м, стало быть – на 40%. Это и будет показатель результативности.

Затем оцениваем показатель ресурсообеспеченности (здесь мы для удобства применяем не показатель ресурсоемкости, а показатель ресурсообеспеченности). Причем ведем речь лишь о денежном ресурсе, который должны обеспечить для реализации целенаправленного процесса именно собственники. Выясняем, что злостными неплательщиками являются собственники, владеющие, к примеру, 10% площади. Стало быть, оплата произведена на 90% – это и будет показатель ресурсообеспеченности. Нам все время говорят о баснословных долгах населения перед управляющими организациями (миллионы рублей по каждому дому). Однако, если мы определим должников поквартирно и сложим суммы долга – почему-то получится меньше. А если мы сравним эту общую сумму долга с полной суммой выплат за период управления, то может получиться долг в размере 5–6% от полной суммы (но мы возьмем с запасом – 10%).

Поскольку процесс управления многоквартирным домом осуществляется не один год, то мы должны определить период, за который получили оцениваемые результаты. Это и будет показатель оперативности. Многие дома в Санкт-Петербурге были переданы в управление жилкомсервисам (ЖКС) около 6 лет назад. По косметическому ремонту существует требование к срокам его выполнения (1 раз в 3 года, но не реже 1 раза в 5 лет) – это критерий оперативности.

В качестве и критерия результативности, и критерия ресурсообеспеченности выберем условия, при которых соответствующие показатели удовлетворяют диапазонам (от 80% до 100%) пригодных объемов работ и затраченных ресурсов.

Что получаем в итоге: соответствующие работы выполнены на 40%, оплата произведена на 90%, а отведенный временной ресурс истек. Получается, что только один показатель (ресурсообеспеченности) удовлетворяет заданному критерию. Так значит дело не в неплательщиках? Очевидно, что при 100% расходе времени и 90% расходе денежного ресурса мы должны были получить 90%-й результат. Так почему же мы получаем только 40%-й результат? Поскольку полученный нами комплексный показатель не удовлетворяет комплексному критерию, то процесс неэффективен.

По остальным направлениям можно провести подобный анализ и сделать общий вывод. Скорее всего, вывод будет такой: управление неэффективно и цели мы не достигнем. Ухудшающееся состояние всей сферы ЖКХ подтверждает этот вывод. Но в таком случае возникает вопрос: почему? Какие скрытые негативные факторы воздействовали все это время на оцениваемый нами процесс управления МКД? Иначе говоря – что (или кто) мешало работать? Может быть, «смотрящие за ларьками» мешали продавать хорошие яблоки в требуемом количестве? Ведь именно дисбаланс между затраченными средствами и полученным результатом и оскорбляет уважающего себя человека. Он инстинктивно чувствует, что его «водят за нос». Рассказы руководства жилкомсервисов на отчетных собраниях о метрах замененных труб и другая болтовня без подобного анализа – это, по нашему убеждению, «пускание пыли в глаза». Но мы не станем поддаваться на эти уловки, а будем проводить дальнейший анализ и вырабатывать методы достижения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Продолжение следует.

Начало: 0, 1 , 2

Автор верхней картинки-заставки pterozavtr


Ресурс ГКВ http://vk.com/gkvspb



Tags: ГКВ, ЖКХ, газета, газета Заря, ликбез ГКВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments