pyonerka (pyonerka) wrote,
pyonerka
pyonerka

Феномен - 2


Евгений Николаевич Широков  «Портрет балерины Нади Павловой»  1974

    Я уже писала, что мне интересно, глядя на картину, размышлять об изменениях в жизни общества. И что благодарным материалом для этого являются картины эпохи СССР. Буквально все! Взглянув на картину, невольно переносишься назад во времени. А если ее долго рассматривать, то полотно оживает и начинает с тобой говорить. Те, чей опыт общения с живописью достаточно внушителен, могут сразу начать с картиной свой неслышимый диалог. Остальным же придется потренироваться. Вслед за Маршаком я утверждаю, что картины «...живые, сами говорят, и не о чем-то говорят, а что-то». И неважно, что поэт, произнося эти строки,  имел в виду стихи. Про картины можно сказать теми же словами. Так что же может нам рассказать эта «живая» картина? Она ведь живая, не правда ли? Это картина-эмоция. А эмоции мертвыми не бывают.  Какой феномен высветит это полотно?

    Мне картина шепчет, что это отношение к делу, к работе советского человека на примере юной балерины. Я сознательно не ввожу в контекст расуждений персоналии художников. Потому что мне не важен исполнитель в данном случае. Мне важен сам факт некоего явления. И через взгляд на это явление я хочу понять суть той эпохи.

     Вглядываюсь в картину и вижу в образе юной танцовщицы бесконечное трудолюбие. Уже темно за окном, все разошлись, а она осталась. Нужно ещё немного поработать, ещё чуточку. Вот-вот балерина схватит за хвост свою жар-птицу. И не беда, что для этого нужно работать до седьмого пота - в буквальном и переносном смысле. Полотенце на стойке - не дизайнерский прием в оформлении помещения. Это необходимый атрибут. Многочасовые тренировки выжимают из худенького тела литры пота. «Красота не терпит дилетантства… Служить ей — значит посвятить себя ей целиком, без остатка»,  - так выразилась тезка нашей героини великая балерина Анна Павлова. А значит, снова работа, работа... Выжимание себя до капли, до последней капли!

     Мне в глаза бросается аскетизм во всем: в цветовом решении спортзала, в его оснащении тренажерами, в костюме балерины. Никаких лишних деталей, никаких изысков - ничто не должно отвлекать от работы, от погружения в образ. И это не только на тренировке.  Аскетизм вообще присущ тому времени. Может быть в том числе поэтому  советским людям удалось прорваться на невиданные рубежи в науке, спорте, в том же балете. «А также в области балета мы впереди планеты всей».

     Вглядываюсь в лицо балерины и просто физически ощущаю, как бьется на виске жилка, повторяющая с каждым ударом сердца вопрос «Как? Как?» Как добиться передачи жестом гаммы чувств ее героини? Как донести до зрителя одними только жестами и танцевальными па сложный мир балетной постановки? От трудности задачи прикусила ногти на пальцах. Вся ушла в себя, сосредоточилась. Еще миг - и решение родится. Но как долог этот миг! Как он нескончаем!

     Так что же нам открыла эта картина-портрет? На примере юной балерины Нади Павловой она рассказала нам, какие качества ценились в советских людях (трудолюбие, упорство, целеустремленность, профессионализм, сосредоточенность на деле..) и как в жизни были расставлены приоритеты ( бытовой аскетизм компенсировался неудержимым творчеством человека). «Даже если все упали, все остановились и все бросили - ты должна продолжать! Так становятся балеринами. И людьми!» сказала балерина-педагог Катажина Ярмолинская. Не кажется ли вам, что это наказ всем нам?

Tags: СССР, живопись, культура, новый человек, портрет, труд, феномены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments